Рубрики
INTERVIEW

Алена Токовенко: Глаза наливаются кровью, ничего не могу с собой поделать

13 ноября в киевской галерее Gallery 83 состоится открытие персональной выставки молодой одесской художницы Алены Токовенко. Мы встретились с Аленой и поговорили о новом проекте, вдохновении и влиянии социальных сетей на современное общество.

Через несколько дней открывается твоя персональная выставка в Gallery 83, расскажи нашим читателям чего, ждать от проекта.

Ну, значит, представь, что ты — событие. Вот ты такая цельная конструкция с деталями. Кто–то тебя запомнит, и запомнит так, как мы помним людей или детство или, один закат над морем. Фрагментами, ощущениями, пальцами. Причем все сразу и одновременно. Он помнит тебя цветом и светом. И так, ты членишься на самые странные и неожиданные детали в процессе воспроизведения тебя в памяти, теперь ты существуешь только в таком виде. Данный проект имеет намерение визуально воспроизвести этот процесс, но в обратном порядке. Мы имеем материал (объем памяти), из которого пытаемся собрать общий образ. Такой себе гомункул личности. С визуальной точки зрения – это кровавое месиво облачено в достаточно декоративную, на мой взгляд, мягкую и текучую форму, которая тоже не зря такова, так как память — материя нестабильная.

Не могу не задать этот вопрос, твои работы визуально напоминают работы одной из самых известных украинских художниц Влады Ралко, не боишься ли ты сравнений?

Спокойно к этому отношусь, просто потому, что смотрящему стоит получше присмотреться и все наладится у него в голове. Это не так трудно, учитывая, что кроме смотрения и думания, с этим всем, ничего делать не положено.

Качество искусства — это обязательный элемент? Сейчас благодаря интернету и социальным сетям, художник может собирать информацию из всех уголков земного шара, и копирование может быть несознательным деянием.

Хороший вопрос, учитывая, что я на него отвечаю целой выставкой работ. Человек ведь все запоминает. Все, что видит и слышит. Оно все там записано на «жесткий диск». Понятное дело, что к нему не всегда есть доступ или он поврежден чем-то вроде психологической травмы, но данные там, они имеют на тебя влияние всегда. Это касается и отдельных образов и пристрастий в целом. Разница только в том, что способ мысли и собирания этого коллажа у каждого должен быть свой. Все дело в образе мысли. Нас ведь создатель недаром уникальными собирал. А если речь идет о копировании как таковом, то это, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к творчеству или художественному процессу. Попытка присвоить чужой интеллектуальный труд самое странное и необъяснимое занятие. Весь кайф в том, чтобы создавать, а не в том, чтобы тебя хвалили за это. Я решила, что я художник только по этой причине. Не для каких других занятий, кроме творчества, процесс не является самоцелью. Люди работают на результат, и процесс — это просто побочный эффект. В творчестве, результат — это страшно приятный бонус.

В чем черпаешь вдохновение для своих работ?

Исходя из вышесказанного, в том, из чего состою. Ясное дело, все это всегда как-то там прилагается и символизирует или предвещает что-то. Какие-то события в окружающей среде. Например, борьба с памятью происходит повсеместно. Из-за того, что люди ее не используют как положено, им постоянно кажется, что вокруг очень много лишнего и ненужного. Кому-то одному, возможно и мешает, но вообще-то сложность и многообразие – это хорошо.  Кроме того, коллективный опыт и бессознательное, насколько я знаю, никто еще не отменял и мы все когда-то канем в эту бездну со своими «наработками».

В твоих работах доминирующим цветом является красный, почему именно этот цвет?

Глаза наливаются кровью, ничего не могу с собой поделать. Ну а если серьезно, то он просто слишком многозначный, чтобы от него отказаться. В частности, он неизбежно вызывает ассоциации с внутренним содержимым, а тут уж я не в состоянии устоять.

Из твоего профиля в социальной сети Facebook можно почерпнуть интересные ссылки на японское искусство, насколько большое влияние оно оказало на тебя, как на художника?

Надо же!  Я вобще-то не думаю, что активно там что-то выкладываю.  Японцы хороши своей подачей. Они умеют просто и совершенно по-детски выразить вещи, невмещающиеся в голову так сразу. Нужна практика. А так как практика нужна, но люди далеко не все достаточно восприимчивы, чтобы озадачиться этим вопросом, японцы безошибочно воздействуют на самые примитивные и простые эрогенные зоны. А потом уже спокойно повествуют, что им там требуется, но нелинейно, по типу «жили были», а просто опрокидывают на Вас цистерну образов, символов, знаков и значений.  Вот этот прием, я думаю, для меня годится. Просто потому что  градус  внутренней реакции таков, что ты не можешь оставаться в общепринятой «норме». Твоя  норма мутирует и ты ее выводишь на свет божий вот в таком виде — «себя располосую до мяса до крови, а после поцелую то место, где болит».  Это ни хорошо ни плохо. Просто у каждого свой способ делания.

Как зрители реагируют на твои работы, ведь они весьма тяжелые для восприятия неподготовленному человеку.

Неподготовленные не реагируют. Моя мама — далеко не самый подготовленный человек, видит в моих работах всегда что-то новое для себя. Но в том-то и суть. Человек не должен быть подготовлен, он должен поверить своим глазам и согласиться с тем, что там все в порядке. Никто тут не пытается шутить или обманывать. Мы ведь, когда буквы впервые видели, тоже были неподготовлены.

Что значит для тебя — делать современное искусство?

А что значит современное искусство?  В общем, суть в том, что дело не в постправде, дело в поствремени. Художник во все времена был человеком, создающим материальное воплощение культуры, так или иначе. Но теперь мы имеем человека, стремящегося запечатлеть процесс и зафиксировать время. Все изобретают новые методы высасывания смыслов из пальцев и их уже на ногах не хватает. Новые методы использования материалов не по назначению и т.д. Материальный образ больше не фетиш (как икона или Джоконда). Надо делать перфоманс или любой другой вид искусства и пытаться проанализировать каждый свой жест, сообщая об этом в пояснительных трактатах, и думать, думать головой, все время акцентируя внимание на своей способности к мыслительному процессу, а главное фиксировать! Время больше не идет, оно фиксируется. Соцсети, папарацци, хроника вашей личной жизни, — это то, где опасно что-то не успеть зафиксировать. Это все называется словом «contemporary». Дело не в другом искусстве, дело в другом способе восприятия. Это как картина и документальное кино о ее создании. Мне нравится  фиксировать  процессы. Просто они другие.