Ольга Кошелева: Я показываю неразрывную связь между искусством и повседневной жизнью

С 21 по 30 марта в Музее истории Киева пройдет персональная выставка украинской художницы Ольги Кошелевой «Искусство, что движется». Экспозиция кропотливо готовилась на протяжении нескольких лет и включает в себя широкоформатные полотна, динамические инсталляции и показ экспериментальной дизайнерской коллекции.  

Искусство Кошелевой лишено внешней декоративности, социально-политической проблематики и излишней детализации. Оно стремится художественными методами зафиксировать эмоциональные состояния, в изображении которых кроется внутренняя борьба человека с собственным негативным мышлением. Фантазийные психологические работы  Ольги Кошелевой выполнены в стиле экспрессивного минимализма, где главным средством выразительности является цвет, а основной задачей – исследование принципов философии гедонизма.

Как возникла идея проекта «Искусство, что движется»?

Концепция проекта созревала на протяжении нескольких лет и произрастала из моего желания трансформировать станковую живопись. Мне захотелось поэкспериментировать, избавив зрителя от предрассудков о ее ненужности и неактуальности. Показать, что живопись способна жить своей жизнью и выходить за пределы галерейного пространства.

Под «выходом за пределы» вы подразумеваете движущиеся инсталляции, внутри которых находятся ваши картины?

Совершенно верно. Мне хочется, чтобы как можно больше людей интересовались искусством и для этого я интегрирую его в предметы обихода. «Встраивая» живопись в велосипед, плетеное кресло или обыкновенную ванну, я показываю неразрывную связь между искусством и повседневной жизнью, но наталкиваю на мысль, что именно ты способен сделать ее ярче. Я убеждена, что художественные произведения должны быть доступны для понимания массового зрителя, нести заряд позитивной энергии и дарить ощущение сопричастности.

Это ваш дебют в создании инсталляций, ранее вы занимались исключительно живописью.  Не возникало желание дополнить выставку чем-то более синтетичным, видео-артом, например?

Мне по душе работать руками. Я люблю чувствовать материалы, их текстуру, плотность, величину. Создание инсталляций для меня – часть нового опыта работы с пространством, попытка оживить живопись и заставить ее двигаться.

В чем принципиальное различие между вашими ранними работами и новыми?

В ранних работах прослеживалось влияние реализма, линия повествования была четкой, а сюжет и персонажи – буквальными. В этом была своя прелесть, ведь у всех художников есть этапы творчества, каждый из которых отличается несколько иной манерой письма. Сейчас мне хочется отвлеченности, условности, меньше конкретных образов, чтобы мои произведения воспринимались на интуитивном уровне. Зрителю необходимо давать свободу трактовать работу по-своему.

Также на выставке будут представлены ваши дизайнерские вещи. Когда и как пришла идея расписывать одежду и аксессуары?

Многие посетители, которые приходили ко мне в мастерскую, обнаруживали, что испачкались в краске. В итоге мне приходилось полностью разрисовывать их вещь, чтобы замаскировать пятна. Участвуя в подобной авантюре, они получали не только положительные эмоции, но и дизайнерский наряд в придачу. Это вдохновило меня на создание первых коллекций, одну из которых я покажу в рамках выставки «Искусство, что движется».

Как удается совмещать дизайнерскую и художественную практику?

Для меня дизайн одежды  – такое же искусство, как и живопись. Несмотря на то, что мои вещи выполнены в стиле art-fashion , они сделаны из качественных материалов и предназначены для повседневного использования.

Что для вас является основополагающим в живописи?

Основная задачаисследовать движение как таковое. Движение кисти и изображенных объектов: макрокосмоса (планет, звезд) и микрокосмоса (человека, его тела, мыслей и чувств). Я предпочитаю рисовать фигуратив, потому что очень люблю людей. Для меня важны их неподдельные эмоции, переживания, истории из их жизней, как правило, глубоко личные.

По какому принципу выбираете цвета для своих работ?

Ощущение цветов и их сочетание у меня происходит на интуитивном уровне. Для меня цвет является главным средством художественной выразительности, поэтому к его выбору я подхожу очень ответственно. Мне нравятся яркие радужные палитры, которые передают жажду жизни, любви, красоты. Идея заключается в том, чтобы продемонстрировать зрителю  умение не поддаваться на манипуляции и сохранять свое сознание в чистоте.

Вы сознательно игнорируете остросоциальные, религиозные и политические темы в своем искусстве? Почему?

Да, я умышленно их не затрагиваю. Мне интересен человек, его внутренний мир, чувства, которые он испытывает. Я предлагаю зрителю увлекательное путешествие, пусть даже на уровне ассоциаций.

Чем лично вам интересно исследование основных принципов философии гедонизма, мировоззренческой позиции, согласно которой смысл существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения?

Мне действительно хочется, чтобы люди получали максимальное удовольствие от жизни и учились абстрагироваться от проблем. Я не призываю скатываться до мышления потребителя, а предлагаю концентрировать внимание на прекрасном. Освободиться от надуманной боли, хронического беспокойства и недоверия, от всего, что нам ежедневно  внушают средства массовой информации. Это может показаться тривиальной рекомендацией, соблюдать которую проще простого, но на практике все оказывается куда сложнее. Страдать и бездействовать легче, чем изменить собственное мировосприятие.

Автор: Роксана Рублевская

ugallery1 Автор: