Яна Руснак — молодая украинская художница, за хрупкими плечами которой выставки в Венеции, Монако, Бейруте и Майами. В интервью ugallery Яна рассказала, о том, как она создаёт свои картины, про участие в международных выставках и веру в своё предназначение.
Когда началось увлечение искусством и пришло осознание «я хочу быть художником»?
Из раннего детства я любовалась любительскими картинами папы и дедушки. Вместе с мамой мы рисовали кукол, придумывали им наряды. Уже тогда у меня сформировалось понимание, кем я хочу быть, и в каком направлении буду двигаться по жизни. Никогда не любила акварель, чего не скажешь о графике и масле. На холсте можно «разгуляться» – «поиграть» с красочным слоем, использовать насыщенные цвета, задать нужную фактуру. Но к этому, конечно же, нужно было прийти. Сейчас работаю только с акрилом, смешиваю массивную фактуру фона с графическими элементами. Поиски собственного стиля длились почти два года. Сейчас я нахожусь в полной гармонии со своей работой.
Расскажи про участие в международных выставках, их специфику, может что-то особенное запомнилось.
Этой осенью я участвовала в юбилейной выставке Open20 в Hilton Molino Stucky в Венеции. Для молодого художника, безусловно, очень престижно оказаться в одной компании с такими значимыми именами в мире искусства, как Йоко Оно, Орлан, Фил Акаши и Луиджи Онтани. В составе выставочного жюри были основатель выставки и куратор Паоло де Грандис, известный мировой куратор Чанг Цонг-Зунг, французская художница Орлан и Мара Румиз. Увидев работы участников, я убедилась, что нет предела развитию искусства в современном мире, нет грани его сумасшествия. Чем больше загадок и вопросов, абсурдности и индивидуальности в арте, тем больше размышлений и осознанных ответов.
Венеция — одна из столиц современного искусства, каковы твои впечатления о пребывании в этом прекрасном городе?
Мне повезло, что выставка удачно совпала по времени с самым крупным и топовым событием в мире искусства – Венецианской биеннале современного искусства, куда съезжаются, безусловно, все самые крупные игроки арт-сцены. Венеция – это одна из престижнейших мировых арт-площадок, собирающих ценителей искусства. В большинстве своём, это иностранцы. Их туристический отпуск в Венецию заключается в том, чтобы познакомиться с новейшими проектами, смелыми идеями, воплощенными в инсталляциях, фото, видео, живописи и скульптуре. Здесь много коллекционеров, отслеживающих известных художников и особенно новые таланты. Именно Венеция диктует тренды современного искусства на ближайшие пару лет. Те, кто формируют здесь свои коллекции, прекрасно понимают, что искусство – это лучшая инвестиция. И конечно, покупать работы художника выгодней на «старте», а не когда автор становится очень знаменитым и дорогим. Украинские ценители также охотно посещают Венецию, наслаждаясь атмосферой искусства. Но они, скорее, просто зрители. Многие украинские коллекционеры сегодня ушли из публичной арены.
Ты одна из немногих украинских художников, кто показывает свои работы на мировых арт-площадках чаще чем в Украине.
Для украинских художников очень важно быть полноценно представленными на международной арене, украинская рыночная ситуация по-прежнему является довольно замкнутой. Поэтому, мы усиленно работаем именно в этом направлении наращивания оборотов международной «раскрутки». Наш совместный с Линой Кондес проект «Агt Fusion», который курирует Тамара Ли, был представлен в галерее SV в Бейруте (Ливан), произвёл фурор на Арт-Монако 2016, где мне вручили кубок за лучшие идеи и творческий подход.
Чем иностранные ценители искусства отличаются от украинских?
Уже сформированной культурой потребления современного искусства, если можно так выразиться, пониманием его эстетики. Правильно настроенными фильтрами восприятия. Западный коллекционер покупает не только живопись, но и видео, инсталляции. Для украинского коллекционера, вкус которого достаточно консервативен, современное искусство – это всё ещё экзотика. Он только учится его понимать.
Твои работы невероятно красочные, тебе интересно исследование цвета или яркие краски, это отражение твоего настроения во время их создания?
Сейчас мои картины напоминают о геометрическом узорочье ар-деко, где пульсация материального переходит в русло условного. Изображения олицетворяют вовсе не людей или животных, а силу энергии, страсти, внутреннего духа и нежности. За фигурами – кипение ярких красок, горят ядра звёзд, вспыхивают протуберанцы – рождается новая жизнь. Мне нравится эта прозрачная аналогия – внутренняя бездна человека точно так же заполняется любовью, как и бездна космическая. Мои работы наполнены совершенно разными смыслами. Танцующие пламенные фигуры манят зрителя, туманят сознание, бросают вызов похоти, дают посылы энергии – это всё охватывается словом «страсть». Совершенно иной посыл наблюдаем в других картинах: необъяснима небесная нежность фантастических птиц, как необъятны просторы Вселенной. Идущие навстречу зрителю тигры – олицетворение того, что нет препятствий у того, кто обладает силой духа, мощной энергетикой, сильным характером и темпераментом, справедливыми убеждениями. В каждой работе есть золото и треугольники. Нетленное золото – это символ веры, эталон высоких отношений. С ним связывается множество значений и символов: тайны земли и огня, эликсир жизни, бессмертие, любовь, царственность, плоть богов, свет, солнце, сердце, совершенство, равновесие, баланс, гармония. Моя живопись пытается приблизиться к этим тонким смыслам.
Многие художники, особенно молодые, используют в своих работах идеи и техники известных художников, прибегаешь ли ты к такой практике?
У меня нет кумиров в искусстве, но есть творцы, чьё трудолюбие и любовь к экспериментам вдохновляют и заряжают. Это могут быть известные художники или же начинающие амбициозные авторы, чьи работы я случайно встречаю на разных выставках. Их техника, направление, в котором они работают, могут кардинально отличаться от моих работ. Меня вдохновляют именно трудолюбие и умение креативно реализовать собственное видение. Об этом говорил еще Сезанн: cамая сложная задача для художника – это суметь реализовать собственное, особенное видение. Не такое, как у других. Такие случайные встречи с чьей-то безусловной талантливостью подталкивают меня развиваться дальше, экспериментировать и пробовать что-то новое в своём искусстве. Время всё меняет – эмоции, желания, направление экспериментов. Я отмечаю свой творческий рост с каждым годом, с каждый новым проектом, с каждой новой картиной. Когда-то я вдохновлялась работами парижского молодого художника Яна Хоури, по сей день нравятся работы талантливого фотохудожника Томаса Руффа. Мне кажется, что очень важно, прежде всего, найти себя. Получать удовольствие от того, что ты делаешь. Быть в полной гармонии и любви с собой и миром. Когда я начинаю работать над новой картиной, то отсутствую для социума пару недель так точно. Полностью погружаюсь в рождающийся на холсте мир, горю желанием быстрее увидеть конечный результат. Могу работать сутками, спать по 4 часа, и совершенно не уставать при этом. Бывает так, что ничего не получается, либо результат вовсе не тот. А я хочу выжать его из себя по максимуму. Такие моменты, преодоления себя самой, делают сильнее и учат усердному труду. Искусство – это моя работа, хобби и сама жизнь.
Картины, которые ты создаешь, весьма внушительных размеров, сколько времени уходит на одну работу, создание происходит спонтанно или структурированно?
Изначально делаю зарисовки, эскизы, которые позже переношу в графические редакторы. После композиционного понимания всех элементов, приступаю к работе на холсте. На одну масштабную картину в среднем уходит около месяца.
Сейчас довольно тяжелое время для искусства в Украине, поделись секретами, как молодому художнику выйти на международную арт-сцену?
Молодому художнику, имеющему профессиональное образование и талант, надо прежде всего поверить в своё предназначение. А в практическом плане – сразу ставить профессиональную планку высоко. Поскольку арт-сцена сегодня стала глобальной, и вообще, как сказал когда-то Маршалл Маклюэнн: мы уже давно живем в «глобальной деревне» – необходимо участвовать в крупнейших мировых проектах современного искусства на престижнейших арт-площадках, сопровождаемых, как правило, каталогами. Международные выставки – это особая ответственность в организации и презентации. Но результат того стоит. Мои работы становятся в ряд с мировыми звёздами, а успех и внимание всегда окрыляют.