Такаси Мураками – настоящий герой нашего времени, который успешно объединяет искусство и рыночные механизмы, давая потребителю качественный продукт. Он художник, скульптор, аниматор, преподаватель, но главное подкованный бизнесмен современности. Владея собственной корпорацией Kaikai Kiki, которую он называет фабрика, Такаси Сан мотивирует и вдохновляет армию своих поклонников по всему миру. Так волна японского плоского искусства и дерзкого маркетинга дошла до Музея современного искусства «Гараж». Почти полгода выставка-мастерская не оставляла равнодушными никого.
Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, посвященных феномену японской культуры, которые транслирует нам Мураками. В его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.
Работы японского гения фантасмагоричные и причудливые, но каждая из них результат тщательной титанической работы большой команды. Известно, что Kaikai Kiki занимается не только производством и маркетингом работ мастера, также поддерживает других молодых японских художников. Что не может не вдохновлять и не развивать современное арт пространство.
Вернемся в снежную Москву и пройдемся по 5 фееричным главам одной из долгожданных выставок года.
Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»). Это отправная точка экспозиции, которая рассказывает о традиционном искусстве Японии, для которого характерна известная «плоскостность».
«У нас, в японской культуре, нет объемных, трехмерных изображений. Нашему рисунку свойственны исключительно 2D — формы, так называемая суперплоскость. В этом и заключается особенный шарм японской живописи», — рассказывает Такаси Мураками.
Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”». Раздел посвящается событиям августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки). Исторически известно, что сброшенные бомбы носили эти имена.
Попадая в зал, меня встретили строгие линии и масса металлических решеток, на которых развешены работы. Нельзя было обойтись без чувства присутствия военного настроения, отчего становилось холодно.
Глава III. «Каваий». На смену трагедии открывается великая японская традиция. Опросив нескольких посетителей, я сделала вывод, что этот раздел в фаворите. Удивлений не было, я сама попалась в этот яркий и веселый водоворот мультяшных героев. Известно, что с японского, прилагательное «каваий» означает «милый, прелестный», что на русский сленг «няшный» или «мимимишный».
Глава IV. «Сутадзио» («Студия»). Раздел «Сутадзио» — самое личное пространство экспозиции. Каждый посетитель мог наблюдать за процессом создания картин и самой работой над выставкой. Настоящий перформанс в мастерской гения.
Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»). Раздел «Фантомный» удивил, так как попасть в него можно было либо из чувства голода или нужды, а все потому, что развернулся он в невыставочных залах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде, даже в WC). Это придало всеобъемлющей природы творчеству Мураками и распространению орнаментальной энергии заложенной в японской художественной традиции.
Для меня мир Мураками порой сюрреалистичен, но полон гедонизма и радости. Мир, где начисто отсутствуют понятия перспективы, большого и маленького, прошлого и будущего, пространства и времени.
В свои годы, он полон энергии и смелости, и кто знает, какую следующую фантастическую задумку воплотит в жизнь и подарит миру в самое ближайшее время.
Автор: Tata Noir.