Лена Сиятовская — молодая украинская художница, участница арт-группы Степь, в прошлом fashion-редактор Harpers`s Bazaar Украина. Творчество художницы выходит за привычные рамки «нарисовал и забыл», ее проекты исследуют социум и являются полноценной научной работой, с тем лишь отличием, что прочтение доступно каждому в пространстве выставочных залов.
В марте ты показала новый проект в Польше на актуальную тематику потребления. Тебя пугают масштабы потребления?
Вряд ли в современном мире можно сократить сами масштабы потребления. Пока мне тяжело представить, что могло бы последовать за эрой капитализма. Для меня сфера потребления – очень понятная и доступная среда для изучения социальных связей и межличностных отношений. И, конечно, мне хотелось бы видеть в этом больше, нежели просто материальный взаимообмен. Так в моей работе появился утопический термин «духовный консьюмеризм».
Для молодого художника персональная выставка и выход на международную арт-сцену большой успех. Что бы ты отметила, побывав в резиденции в Польше?
Во время двухмесячной резиденции я работала над проектом, который начинала в Украине. Частично он был показан на Одесской биеннале, но визуально выглядел совсем по-другому. В Польше он был показан в виде инсталляции и перформанса. Я попыталась исследовать местные особенности, использовав интернет-сервис OLX. Проект был о культуре потребления, но построили его социальные взаимоотношения.
А если говорить в целом о резиденции, то это было достаточно уединенное место на берегу Балтийского моря, где я смогла всецело погрузиться в работу. В некоторые моменты для меня очень важно было дистанцироваться, чтобы понять, насколько то, о чем я говорю, понятно в другом контексте. В Украину я вернулась с новыми силами и желанием работать еще больше.
Ты, как человек, имеющий опыт работы в модной индустрии, понимаешь важность слияния и объединения. Тебе интересны коллаборация художников и дизайнеров?
Да, мне интересна коллаборация – с дизайнерами, исследователями, музыкантами.
С каким украинским дизайнером хотелось бы поработать?
Не знаю конкретно с кем, но наверное, с теми, кто занимается ресайклингом.
У тебя есть серия интересных портретов, как они рождаются?
Наверное, с них все началось. В моем воображении часто возникают фантастические сюжеты, одно время я их даже записывала. В большинстве случаев – это герои историй.
Эти портреты ты еще не показывала на выставках, мне кажется, публика должна их увидеть.
Да, думаю, это случится, но немного позже. У меня есть несколько коротких рассказов, хотелось бы соединить их с рисунками, и возможно, из этого когда-то выйдет что-то в мягком переплете.
Какая часть работы над арт-обьектом твоя самая любимая?
Момент, когда появляется идея. И монтаж. Иногда во время монтажа работа может поменяться. И это всегда спонтанно.
Ты являешься частью арт-группы «Степь». Как разделяешь идеи для себя и группы?
В группе мы делаем в основном перформансы.
Для формирования любой группы нужны факторы, которые ее объединяют. Какие моменты и творческие взгляды объединяют вас с Антоном Карюком?
Мы знакомы много лет. В большинстве случаев наши взгляды на современное искусство совпадают. У нас сформировались доверительные отношения в процессе обсуждения различных тем и визуальных решений наших общих проектов. Мы делимся индивидуальным опытом и получаем в итоге нужный результат.
В конце апреля ты показала выставку «Предельное состояние» в прифронтовом Мариуполе, какие ощущения от поездки?
Это была очень важная поездка. Так получилось, что я приехала на день раньше, чем все остальные художники. Я весь день ходила по городу (это была моя первая поездка в Мариуполь), и за это время у меня родилась идея проекта. Это была серия снимков на щитах для объявлений на пляже, некая демонстрация определенного состояния публичного пространства. Своеобразная фиксация нового этапа истории города, переосмысление прошедших событий с надеждой на будущее.
Поделись творческими планами на ближайшее время.
Ближайший новый проект будет в Вильнюсе в сентябре. Есть и другие планы, но о них говорить пока рано.