Уличное искусство знакомо зрителю уже значительный промежуток времени, в своём большинстве оно состоит из рисунков баллончиками или кистью, выполняемых в разных техниках и масштабах работ. Стикер-арт можно расценивать, как новый виток в развитии и популяризации идей и мыслей художника в городском пространстве. Информационный портал ugallery расспросил уличных художников Nameless XXII о стрит-арте, вдохновении и конфликтных ситуациях.
Когда вы начинали делать стикеры, у вас была в голове какая-нибудь конкретная глобальная картина, которую можно было бы написать с их помощью?
Рассказ из них сложить не получится, потому что нет серийности. Каждый постер – это самостоятельная история, но вместе они – картина нашего мироощущения и даже его трансформация «буквально на глазах».
Как вы определяете для себя понятие стрит-арт? И относите ли себя к этому направлению в искусстве?
Стрит-арт, это проявление искусства на улицах, для нас, это лучший способ войти в контакт с большим количеством людей, сделать работы доступными, вне рамок, показать каждому. Мы не сторонники делить искусство на виды в принципе. Это форма подачи, и да, когда мы ее используем, мы являемся частью стрит-арта.
Зритель может взаимодействовать с искусством, например, оставив свой комментарий под работой, дописав что-то свое. Были ли такие моменты, если нет, тогда, как бы вы отреагировали на такую обратную связь с людьми?
Смысловых заметок на постерах не замечали, были лишь теги. Наше искусство в моменте, сегодня мы разместили работу, а завтра ее уже могут испортить или сорвать. Некоторые работы отслеживаются, часто получаем их фото от подписчиков в Instagram. Нам интересно, как долго постер сможет продержатся на локации, но и это лишь показатель активности коммунальных служб и их постоянного «ЖЕК-арта».
Как складываются ваши отношения с полицией, местными жителями, «хозяевами» стенок? Часто ли возникают конфликтные ситуации?
У нас конфликтов не бывает, всегда получалось избегать их и решать вопрос интересующихся адекватным диалогом, даже с агрессивно настроенными прохожими. С жильцами, например, как и с полицией, мы приходили к тому, что объясняли написанное и почему это должно быть на определенной стене, в определенном месте. Есть много забавных историй, но одна из них более показательна: парень увидел нас с балкона своей квартиры, когда мы клеили постер. Было довольно поздно, но он быстро к нам спустился и стал задавать много вопросов о написанном, сказал, что его это очень впечатляет и поблагодарил за работу.
Ваши источники вдохновения? Откуда черпаете идеи?
Форма рождается от увиденного визуального искусства, а вот содержание – это результат прослушанной музыки, личных философских размышлений, прочитанных книг.
Как устроена ваша работа? Как вы понимаете, какой стикер нужен именно этому месту, что Киеву нужны именно эти стикеры, а, например, Одессе кардинально противоположные смыслы?
Постер размещаем в подходящей для него локации, и тут множество факторов, но главное – это ощущение того, что он на своем месте. Чаще мы готовим работу и уже позже ищем ей место. Бывает и так, что идею рождает среда, и тогда мы создаем постер, органичный, соответствующий конкретному пространству.
В прошлом году Музей Ивана Гончара презентовал перформанс «Вікона» с вашим участием, основной задачей которого стало переосмысление цитат из украинских народных песен, расскажите о вашей экспозиции.
Мы создавали экспозицию одновременно с подготовкой перформанса режиссера-хореографа Марии Коростылевой, с участием киевской фольклорной группы «Щука-Рыба», творческой группировкой «КУЛЬТ» и композитора The.tukalo. Весь проект нес в себе код культуры, и каждый участник готовил свой элемент. Нашим был кириллический шрифт для украинских народных песен. Мы буквально зашифровали уже существующие цитаты и показали хороший модерн-фолк.
Ваши работы могут служить ответами на часто задаваемые вопросы, они направлены к себе или адресованы к обществу?
Скорее в первую очередь они касаются наших личных поисков и задаваемых самим себе вопросов. Но знаете ли, мы все такие разные, а вопросы у всех нас одни и те же. Так что когда мы это осознали, открыто написали такой ответ в одном из постеров: «искать себя в других людях».
Чего от вас стоит ждать в будущем? Может ли ваше творчество покинуть улицы и перейти в пространство галерей?
Большая история от Безымянных однозначно выйдет за рамки уличного пространства, если понимать его как форму подачи искусства. Да, зайдет и в галереи, где наши идеи смогут реализоваться в полной мере.