Поля Дюран-Рюэля называют основателем импрессионизма, он был коллекционером, который покупал работы Моне, Писсаро и Ренуара, когда они еще не были широко известны и подвергались жесткой критике.
В 1870 году французский коллекционер Поль Дюран-Рюэль покидает Париж и перебирается в Лондон. Сделать этот шаг его заставляют хаос и безумство Франко-Прусской войны. В Лондоне он знакомится с двумя беженцами из Франции Клодом Моне и Камилем Писсаро.
Это знакомство становится началом сотрудничества, открывшего дверь в мир современного искусства. Радикально новый подход Моне и Писсаро к живописи пленяет Дюран-Рюэля, человека консервативных взглядов, монархиста, благочестивого католика. Он разделяет их любовь к свету, стремление подчеркнуть атмосферу и чувство.
Коллекционер начинает скупать картины этих художников и работы их современников. На протяжении следующих 50 лет он приобретает более 1000 работ Моне, около 800 картин Писсаро, примерно 1500 произведений Ренуара и сотни Дега и Сислея. Дюран-Рюэль организовывает выставки в Париже, Лондоне и Америке.
Благодаря ему эти так называемые “импрессионисты” (так уничижительно их окрестили близорукие арт-критики) смогли обеспечить свою жизнь. Как говорил Моне: “Без его помощи мы бы не выжили”.
Несмотря на талант бизнесмена, постоянная материальная поддержка импрессионистов сказывается на благосостоянии Дюран-Рюэля. Ему приходится брать в долг все больше и больше, чтобы выкупать все работы и платить художникам жалование. Страсть к картинам не была синонимом слова “прибыль” (однажды он продал картину Ренуара “Девушка с кошкой”, однако так по ней соскучился, что спустя некоторое время выкупил ее назад).
“Мне никогда не нравилось то, что я продавал. Если мне нравилась картина, у меня и мысли не возникало ее продать” — предавался воспоминаниям коллекционер. — “Мои лучшие клиенты недоумевали:” Как ты можешь восхищаться картинами, у которых нет даже намека на качество?”
Но Дюран-Рюэль не сдавался и в конце концов это увлечение принесло свои плоды. В 1876 году он организовывает огромную коллективную выставку в Париже. Мероприятие поддается жесткой критике прессы. “Газеты кишели обзорами в стиле “Эти люди безумцы, но есть среди них человек, чье безумство просто зашкаливает, это торговец, который скупает их работы” — вспоминает Моне.
Однако Дюран-Рюэль был довольно рассудителен и понимал социальное значение подобных вещей. Несмотря на эти негативные рецензии (или, возможно, где-то благодаря им) народ повалил отовсюду, чтобы увидеть это мероприятие.
В своем роде, Дюран-Рюэль был таким же новатором, как и его художники. В 1883 году он уговаривает Моне устроить сольную ретроспективу – необычный и достаточно дерзкий шаг для художника в те дни. Мероприятие имело большой зрительский интерес, однако это мало отразилось на продаваемости картин.
В 1886 году Дюран-Рюэль приглашен на выставку в США. В очередной раз, благодаря посетителям выставки он избегает банкротства. “Без помощи Америки я бы пропал” — вспоминает он. — “Американцы не критиковали – они покупали”.
После окончания выставки американские коллекционеры настолько нуждались в его услугах, что отправились за ним в Европу. Когда продажи приобрели массовый характер, у него появилась возможность контролировать рынок. “Наконец импрессионисты восторжествовали” — писал он. “Мое помешательство в результате оказалось мудрым решением”.
В 1896 году Национальная галерея Берлина становиться первым государственным учреждением, которое покупает картину художника-импрессиониста (“Мельница в Понтуазе” Поля Сезанна). По иронии судьбы, французские музеи продолжали оставаться далеко позади. Только в 1901 году Музей изобразительного искусства в Леоне (не в Париже) решается на покупку картины Ренуара “Женщина, играющая на гитаре”.
Стоит заметить, этой выставка стала предвестником мероприятия, которое было организовано в Графтонской галереи Лондона в 1905 году. Это событие до сих пор считается величайшим праздником Импрессионизма. В нем приняло участие 315 работ, из которых 196 принадлежало частной коллекции Дюран-Рюэля. Несмотря на продажу всего лишь 13 картин (все покупатели были иностранцами), результатом проведения этого мероприятия стало нанесение Импрессионизма на карту искусства.
“Истории Импрессионизма, которую Дюран-Рюэль с художниками рассказывает на выставке 1905 года, по большому счету, мы придерживаемся, и сейчас” — считает Кристофер Риопелл, один из кураторов этой выставки. – “Примечательно, немного художников, которым Дюран-Рюэль не оказывал помощи, отнесены к канону Импрессионизма”.
В 1905 году Фрэнк Руттер, арт критик в газете “Sunday Times”, инициировал сбор средств на приобретение картины художника-импрессиониста для нации. С мира по нитки деньги были собираны. Руттер остановил свой выбор на картине Клода Моне “Лавакорт под снегом” (в то время это одна из жемчужин выставки в Графтонской галерее), однако Национальная галерея Лондона не хотела иметь дел с Моне и Дюран-Рюэлем.
Выбор делается в пользу картины “Вход в Трувиль-Харбор” художника Эжен-Луи Будена (уже к тому времени усопшего) по причине отсутствия связи с Дюран-Рюэлем. “Лавакорт под снегом” уходит к ирландскому коллекционеру Хью Лейну. В 1915 году Лейн погибает в кораблекрушении лайнера “Лузитания” и оставляет этот шедевр живописи Национальной галереи Лондона, где он и сейчас радует глаз посетителей.
Так все же можно ли считать Поля Дюран-Рюэля “основателем” Импрессионизма? Не совсем, однако, без его участия все было бы совершенно по-другому. Эти художники до встречи с ним уже рисовали в свежей, характерной только им манере, но без его неустанной, кропотливой и умелой поддержки эта революция могла так и не произойти.
Этот человек превратил Импрессионизм в международный феномен. Его влияние не поддается ни малейшему сомнению. Его уже около ста лет нет с нами (он покинул этот мир в 1922 году в возрасте 90 лет), но практически все, что называется сейчас “современным искусством” берет свое начало от импрессионистов и Поля Дюран-Рюэля.
Источник: bbc.com