Вчера в Центре современного искусства М17 представили выставку австрийского художника Нико Штурма «Чернозем».
«Чернозем» — так Нико Штурм назвал свою выставку в Центре современного искусства М17, ссылаясь на черный грунт страны. В своих картинах художник не только метафорически передает цвет и структуру земли, но и на самом деле, усиливая впечатление, сыплет и швыряет ее на полотно, Земля становится для него основой выставки и поверхностью картин. Наряду с присущими всем живописцам размышлениями о текстуре поверхности, о тактильном ощущении материалов, цветовых эффектах и критериях композиции, он таким образом рассуждает об основе самой живописи — о краске.
Краску добывают из природных красителей: из земли, камней, полезных ископаемых. Первые человеческие картины в пещерах Альтамира или Ласко выполнялись земляными красками. Нередко краски появлялись из побочных продуктов разложения природных ресурсов. Там, где добывали железо, был его окись, который в зависимости от руды мог быть красным, черным или желтым. Можно утверждать, что когда речь идет о природных ресурсах, то она всегда идет и о красках. Плодородная земля была и остается одним из самых ценных природных ресурсов человечества, а чернозем, который Нико Штурм отражает и использует в своих картинах, считается одним из самых плодородных. Территория Украины примерно на четверть покрыта плодотворным черноземом. Настоящая борьба за него годами бурлит между крупными международными аграрными концернами.
Чернозем — это материал, товар для экспорта и капитал. Чернозем — это история, настоящее и будущее. Чернозем — это природа, культура и политика. Чернозем — это краска, материал и живопись. Чернозем — это выставка в Украине об Украине, с живописью о живописи, с картинами о картинах. Но все же, о чем рассказывают нам абстрактные образы Нико Штурма?
Картина — это носитель информации. Она отражает не только период работы и жизни художника, но и навеки сохраняет следы времени и места своего возникновения. Для выставки в Киеве Штурм перенес свою живопись в три измерения и изготовил объекты, которые он называет «хранилище информации», и которые своим видом действительно напоминают накопители памяти. Молчаливые картины смотрят на нас в ответ через «пропасть, которую невозможно преодолеть словами» (Джон Бергер). Это символические продукты, с помощью которых мы метафорически приспосабливаемся к миру. Мы не только живем и понимаем мир картинами, но и мыслим ними. Таким образом можно проникнуть в сущность вещей, чтобы они собой не представляли. Работы Нико Штурма, созданные для художественной выставки в Киеве, отражают его размышления об Украине, наше видение Украины и о картинах в целом. Они дают ответ на вопрос, чем живопись может быть сегодня, в эпоху неисчерпаемых изображений, и какую роль он играет в мире, который сам все больше и больше походит на изображение. Его работы побуждают зрителя не к переживаниям, что было целью абстрактного искусства ранее, а к размышлениям. Созданное Нико Штурмом предоставляет для этого широкие горизонты.
Источник: m17.kiev.ua