Рубрики
INTERVIEW UKRAINE

Евгений Карась о сегодняшнем и будущем проекта «А4, Шариковая ручка»

В конце декабря в киевской галерее Karas Gallery открылась десятая юбилейная выставка «А4, Шариковая ручка». По случаю столь знаменательного события галерист, арт-эксперт  и коллекционер Евгений Карась рассказал нам о прошлом, сегодняшнем и будущем арт-проекта «А4, Шариковая ручка».

10 лет – серьезный срок для арт проекта, с чего все начиналось?

В 2006 году остро стояла проблема с жанровой дискриминацией, классический жанр это живопись которую выставляют во всех галереях и на нём сконцентрировано все внимание, потом идёт графика, скульптура, фотография, в зависимости от активности в арт среде, но живопись как королева жанра поглотила информационное пространство и галереи. Поэтому, по сути, проект был придуман в 2006 году в разговоре с Николаем Кривенко, у нас в галерее как раз тогда проходила выставка графики, предложили художникам сделать работы на бумаге.  Тем более у нас уже был опыт сужения формата, мы делали в 2001 году успешную и красивую выставку, которая называлась «Идентификация», где каждый художник написал синюю работу метр на метр. И таким образом мы начали сжимать формат, сначала подумали о А3 формате, но в процессе пришли к радикальному решению, после консультаций с коллегами-художниками, — рисунки на офисной бумаге формата А4.

Таким образом, Вы пришли к идеальному формату?

Абсолютно точно, кроме того формат листа А4 убирает много препятствий: легкость для художников в создании рисунков, удобность в транспортировке и складированиии. Такой формат создает некие универсальные интеллектуальные и физические характеристики, которые сделали этот проект очень легким, доступным, и как оказалось впоследствии перспективным.

Какова цель проекта «А4, Шариковая ручка»?

Изначально мы хотели поднять жанр живого рисунка, потому как даже графика присутствовала очень мало в галереях, в основном как тиражное искусство – цифровая графика, офорты, эстампы, классические технические виды, а рисунок всегда воспринимался как периферийный жанр – наброски, эскизы, размышлизмы.  Однозначно, первоначальная идея проекта помощь жанру, о дальнейшем продвижении на тот момент не думали, серьезно рекламировать проект начали лишь пару лет назад.

В этом проекте Вы не ставите жесткие рамки отбора, в нём могут принять участие простые граждане которые просто хотят рисовать, чувствуется ли разница между их работами и работами состоявшихся художников?

Как таковые, рамки и ограничения отсутствуют. Работы отличаются, это видно невооруженным взглядом, особенно для тех, кто разбирается в искусстве. Но, так называемый примитивизм, наив или детский рисунок может нести ценнейшее гениальное откровение, которое не вытянешь из профессионала и в этом ценность участия аматоров. Хотя были случаи, когда аматоры, которые не имели никакого отношения к искусству, создавали структурные рисунки или какой-нибудь сюрреализм, которые не уступали работам признанных мастеров. Есть разные типы рисунка. Рисунки, в которых видно мастерство, это рисунки, сделаны за счёт каких-то ремесленных знаний, знаний академического рисунка. Есть рисунки, которые сделанные другим путём, абстракция, символизм, рисунки-конструкторы или поп-арт, которые сделаны за другими принципами, тогда сложно отличить. Если говорить о жанровых ограничениях, то мы хотели делать тематические года, к примеру, год Маленького принца или Алису в стране чудес, раздавая фразы, а художники интерпретировали их в рисунок. Таким образом, создаются работы, которые после можно сшивать как иллюстрацию уже готовой книги. Применяя такой подход можно проиллюстрировать что угодно: Библию, Коран, любой харизматичный текст, шахматы, игральные карты, деньги.

Какие уникальные моменты свойственные проекту «А4, Шариковая ручка» можно выделить?

Коллекция это как срез времени. Леся Хоменко вместо рисунка во время Майдана, решила сделать акцию, ходила с бумагой А4 и просила участников майдана написать пожелания и уже после того как прошла выставка, она позвонила и сказала, что один из листов, который она дала, оказался подписанный Сергеем Нигояном. Вот такая мощная связь со временем и актуальными процессами, по каждому году можно посмотреть чем люди дышали.

Почему бы не показать все работы собранные за 10 лет в рамках масштабной выставки в том же Мыстецком Арсенале?

Мы выставляли 500 работ на Art Kyiv Contemporary. Это хорошая идея и мы готовы её рассмотреть, конечно же, нужно подумать, как физически её реализовать,  поскольку необходимо наличие порядка 5000 рамок для проекта. Можно из этого проекта вытягивать тематические проекты, в каждом проекте есть что-то о насилии, абстракция, поп-арт, сюрреализм, портреты, телесность, спонтанность и еще множество разных тем, которые будут интересны для зрителя. Среди посетителей не найдётся человека который бы не нашёл что-то для себя. Кроме того, мы хотим реализовать еще более масштабный и амбициозный проект — Музей рисунка шариковой ручкой. Для этого нам нужно 300-400 квадратных метров помещения, которые может выделить город, либо меценат-партнёр. Мы, в свою очередь, готовы подарить городу коллекцию и сделать ежегодный проект уже с международным масштабом и миллионной аудиторией. Наша коллекция насчитывает почти 5000 рисунков, она самая большая в мире, коллекции тесно как в галерее, так и в Украине, проект мега удачен, имеет уже большую аудиторию десятки тысяч участников, зрителей, почитателей, все о нём уже слышали. Для дальнейшей популяризации нужна постоянная команда, которая будет сосредоточена только на этом проекте, и тогда аудитория легко достигнет сотни тысяч человек. В мире огромное количество фанатов и художников, сообществ и тематических изданий, поклонников рисунков шариковой ручкой, но нет профильного музея, и нет такой коллекции сосредоточенной в одном месте.

Сама идея ежегодных выставок чрезвычайно интересна, почему такие проекты в украинских галереях отсутствуют?

Украинская культура находится в тяжелейших условиях, всё что делается в культуре, делается на любви к предмету, на частных инициативах вопреки юридической, политической и  экономической обстановке в стране. Украинская культура ни одного дня при своей независимости не прожила полноценно, она всё время превозмогает обстоятельства. Существуют потрясающие проекты и многим моим коллегам, чрезвычайно сложно их реализовывать. Для того чтобы делать большие ежегодные проекты нужен большой штат сотрудников и постоянное стабильное финансирование, поэтому я пониманию почему таких проектов практически нет. Надеюсь в будущем ситуация улучшится и таких проектов будет больше. Пользуюсь случаем хотел бы высказать благодарности многолетнему партеру проекта Игорю Воронову, а так же спонсорам Владимиру Сало и семье Виктора и Владислава Белах, Антону Сергееву и Михаилу Пименову, Людмиле Рабий и многим другим, без которых проект не был бы такой успешный.

Насколько работы шариковой ручкой интересны для коллекционеров?

Работы шариковой ручкой интересны для коллекционирования, не так сильно как живопись или скульптура, но, несомненно, интерес  есть. У нас есть партнёры-коллекционеры. Если говорить об экономике проекта «А4, Шариковая ручка», можно сказать, что художники дарят нам свои работы, мы часть оставляем, часть дарим партнёрам-коллекционерам, вместе с каталогом этого проекта, который они финансируют, капитализируя и развивая этот проект совместно с художниками, которые в свою очередь получают тоже каталоги. Такая общая взаимовыгодная системная связь разных субъектов, вокруг искусства. Помимо интересного формата здесь удобная экономика взаимодействия с коллекционерами. Работы шариковой ручкой в формате листа А4 удобны в хранении в обычной офисной папке, они как кубик Рубика, легко вписываются в любое пространство интерьера, необычны и интерактивны, дают любому зрителю погрузиться в переживания своего личного опыта, от записей в школьных тетрадях и конспектах, письма, дневники, рабочие размышления и подписи в документах. Несомненно, интерес к работам будет расти в будущем.

Чего стоит ждать от проекта «А4, Шариковая ручка» в будущем?

Уверен у проекта звездное будущее, просто мы его немного сдерживаем, не отпускаем в свободное плавание.  Будущее проекта мы связываем с Музеем шариковой ручки, все зависит от того когда найдётся партнёр, который сможет стать спонсором этого проекта. Думаю, таким музеем Киев бы гордился. У нас есть понимание как этот проект сделать успешным, вывести его на качественно новый уровень, будем работать в этом направлении.

Автор: Кравченко Николай.