В московской галерее Osnova молодая художница Дуня Захарова представила персональную выставку «– 77,8°C», на которой представлены работы, сделанные за последний год: живопись, графика, скульптура.
Предыдущей проект «Вымершие виды» в галерее Osnova показывал форму как самодостаточный объект, сейчас же произошла редукция формы к пустоте. Излишне чувственный розовый полинял до всех оттенков белого. Выпуклое превратилось в плоскость, – и возникли овальные холсты с лицами, где живопись почти не живопись, где лица застыли в состоянии соскальзывания из реальности. Лицо как архетип, который в бесконечном повторении воспроизводит первобытный ритм, необходимый для погружения в тотальное пространство экспозиции.
Скульптура, ранее предельно тактильная и чувственная, выходит за рамки телесной материальности и становится хрупким и нежным, как иней на деревьях.
Название выставки отсылает нас к месту рождения Дуни Захаровой – Якутии, где указанная максимально низкая температура была зарегистрирована в 1938 году.
Эта цифра взята как показатель пределов человеческих возможностей. Попытка погрузить зрителя в тотальное пространство, где не только верхний слой холодит до мурашек, но и под землей таится глубокий предел вечной мерзлоты. И показать тело, существующее в борьбе за выживание, пытающееся прикрыть себя защитным слоем тепла и, наконец, растворяющееся в бесцветном тумане.
Пребывая в дистанции от места рождения, автор четче осознает то состояние холода, при котором кристаллизуется состояние боли. Сейчас эта боль ощущается как фантомная и выражается в скульптуре.
Но за всем этим холодом прячется любовь, закодированная в фрагментах, выявленных из любовного дискурса и материализовавшиеся в абстрактные формы. Эта непристойная сентиментальность, которая охватывает всю выставку, выступает как некий манифест о праве художника высказывать свои чувства, не боясь оказаться пошлым.
Как Ролан Барт написал в предисловии к своим «Фрагментам любовной речи», которые послужили вдохновляющим материалом для выставки: «Любовная речь находится сегодня в предельном одиночестве. Речь эта, быть может, говорится тысячами субъектов, но ее никто не поддерживает; до нее нет дела окружающим языкам: они или игнорируют, или недооценивают, или высмеивают ее, она отрезана не только от власти, но и от властных механизмов (науки, знания, искусства). Когда какой-либо дискурс вот так, сам собой, дрейфует в сторону неактуального, за пределы всяких стадных интересов, ему не остается ничего иного, как быть местом, пусть сколь угодно ограниченным, некоего утверждения».
Источник: osnovagallery.ru