Сальвадор — означает спаситель. «И по значению имени мне было предназначено ни много ни мало, как спасти живопись от небытия модернизма» из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали», рассказанная им самим. Моим же «спасителем» был приобретенный накануне билет, по случаю открытия выставки «Дали. Сюрреалист и классик» в Музее Фаберже.
Утро началось волнительно, как все посмотреть, а главное — понять? На выставке ни много, ни мало представлено более 150 живописных и графических работ мастера, это творческий путь гения от 1930-х до 1980-х годов.
В мире все неоднозначно и отношение к творчеству Сальвадора Дали тому не исключение. Но как бы мы не относились к его парадоксальности и безудержности в работе, он тот, кто определил ориентиры искусства 20 века, кто был гениален и парадоксален, как и сам 20 век.
Экспозиция начинается с ранних работ художника – сюрреалистических пейзажей, изображающих пустынные ландшафты каталонской долины Ампурдан. Отдельное внимание заслуживает – «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), первый, а может быть, и главный хит выставки. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Ключевой фигурой работы является наставник и любимец гения — Ян Вермеер. Сальвадор Дали его называл «всеобъемлющим сюрреалистом» и всю жизнь был очарован его работами.
Восхищаясь пейзажем, его светом и наполненностью, я размышляла о том, что Дали опередил свое время. Он не отвергает канонов прошлого и пытается соединить то, что априори несоединимое. Он делится своим реальным миром, погружает нас в него, он говорит: «идите за мной» и кто смелый, делает этот шаг, тому открывается дверь в искусство под названием сюрреализм.
Богатство выставки представили 100 иллюстраций «Божественной комедии» Данте, которые Дали выполнил в 1950-м году по заказу Государственного полиграфического института Италии в честь 700-летия Данте.
Жемчужина экспозиции — картина «Геологическое Эхо. Пьета» (1982), написанная в год смерти жены — самого главного человека в его жизни. Их история любви доказывает, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Для Дали таковой была Гала — муза всей его жизни. Облик, который удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, что являлась гению во сне с самого раннего детства. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз. Работы гения перерождают наши мысли, заставляют остановиться, глубоко вздохнуть и задуматься.
Равнодушных не было, одухотворенные лица были и у маститых знатоков творчества Дали и у тех, кто до этого дня знал только «Мягкие часы».
Автор: Tata Noir https://www.instagram.com/tatanoir/