17 мая в Музее украинской диаспоры состоялось открытие выставки «Разрушенная сказка» в рамках межмузейного проекта «Чумацький шлях», организатором которого выступило издание «In-Art».
Сегодня самая актуальная риторика по Крыму — тема его принадлежности. Именно вопрос «чей он» стало водоразделом и точкой бифуркации. И именно эта принадлежность — как в геополитическом, так и в интимно-личностном измерении становится предметом разговора в работах Закентия Горобьёва, группы «А.Ю. Даг», Андрея Зелинского, Николая Маценко и Олега Тистола. Депортация крымскотатарского народа коренным образом изменила устные сказания, передающиеся от бабушки к внукам, от старших – младшим. Традиционный рассказ о добре и зле, главными действующими лицами в котором являются обобщенные художественные образы, сменился рассказом о реальном зле, о людях, ставших носителями этого зла и о неискоренимом стремлении человека к восстановлению справедливости.
Художественные произведения известных украинских художников объединены в экспозиции с архивными материалами, семейными фотографиями, которые вступают в противоречивый диалог с иллюстрациями художницы Ирины Зарубы к традиционным крымскотатарским сказкам. Особое напряжение экспозиции придают черно-белые фотографии из архивов фотографов Валерия Милосердова и Али Мухтерема, которые зафиксировали тяжелый путь крымскотатарского народа домой, в Крым. Скульптура Алексея Золотарева «Время и пространство» акцентирует внимание зрителя на хрупкости внутреннего собственного мира человека, который всегда находится под воздействием внешнего, иногда враждебного и непонятного окружения. Художница Анастасия Лойко представила невероятно эмоциональную работу из серии «Возвращение».
Отдельно в рамках выставки представлены работы из семьи художников и архитекторов Шемсединовых. Эта экспозиция затрагивает большой круг вопросов, которые, к сожалению, не решались даже во времена независимой Украины — например, нереализовано создание памятника депортации крымскотатарского народа победителя Международного конкурса 1994 года Ирфана Гафаровича Шемсединова, а работы Эльмиры Шемсединовой демонстрируют последствия российской оккупации и физического уничтожения крымскотатарской архитектуры в оккупированном Крыму.