Инсталляция Махмуда Бакши на месте памятника Ленину в Киеве

В понедельник 7 ноября, в 18:00 фонд ИЗОЛЯЦИЯ представляет временную инсталляцию иранского художника Махмуда Бакши Бесконечное празднование (Endless Celebration) на месте свергнутого памятника Ленину на бульваре Тараса Шевченко в Киеве. Во вторник 8 ноября, в 19:00 в креативном сообществе IZONE состоится дискуссия при участии художника. Открытие инсталляции проходит в рамках проекта Общественный договор, который стартовал в июне 2016 года.

Общественный договор – проект фонда ИЗОЛЯЦИЯ (куратор Катерина Филюк), посвящённый проблеме взаимодействия общества с памятными объектами и направленный на создание дискуссионной площадки с привлечением арт-профессионалов, представителей власти и общества для обсуждения статуса и функционирования памятных объектов в городской среде на примере памятника Ленину в Киеве. Именно уничтожение памятника Ленину в Киеве в декабре 2013 года спровоцировало Ленинопад по всей стране и стало символом процесса декоммунизации, по поводу которого в украинском обществе до сих пор продолжается полемика.

Инсталляция Бесконечное празднование Махмуда Бакши является ироничным комментарием постороннего наблюдателя к историческому моменту, в котором сейчас находится Украина. В своих предыдущих проектах иранский художник часто рассматривает памятник как рекламу, способ государственной пропаганды новых идей. Художник разработал этот проект как попытку визуально сформулировать исторический выбор, сделанный украинцами, когда они убрали памятник Ленину со своего места. Для инсталляции Бакши избрал три цвета светофора, чтобы с помощью красного (силуэт Ленина) продемонстрировать невозможность вернуться к прошлому. Зелёный (Дева Мария) и жёлтый (поп-певица Мадонна), в свою очередь, демонстрируют возможные направления движения вперёд. Также эти три лица символизируют столпы современного общества: идеологию, религию и экономику. Чаще всего пропаганда, в зависимости от поставленных перед ней целей, инструментализирует определённые образы из той или иной сферы. В советской парадигме так случилось с фигурой Ленина, в то время как в капиталистическом мире примером этого может служить певица Мадонна, являющаяся своеобразной иконой поп-культуры со всеми её атрибутами. К ценностям неолиберализма апеллирует и форма, избранная художником, – неоновые огни рекламы, словно говорящие потребителю «купи меня».

Датой открытия проекта неслучайно избрано 7 ноября – День Великой Октябрьской Революции. Инсталляция ни в коем случае не приурочена к этому событию, а наоборот использует дату как дополнительный инструмент, усиливающий её значение. Празднование знаменательных дат – ещё один способ укоренить в обществе определённую идеологию. Демонстрации трудящихся перед памятником вождя были почти религиозным действом. Открывая инсталляцию в этот день, художник маркирует эти значения и иронизирует над ними, между тем прекрасно понимая, какую власть они имеют над нами. 7 ноября официально больше не празднуется в Украине, и Бесконечное празднование Бакши становится символом освобождения от бремени прошлого и актом не-празднования.

Проект Общественный договор фонда ИЗОЛЯЦИЯ начался в июне 2016 и состоял из выставки, публичной программы и временной художественной интервенции Синтии Гутьеррес Населяя тени. На месте свергнутого памятника Ленину на бульваре Тараса Шевченко мексиканская художница создала из строительных лесов ступени, позволявшие каждому подняться на пьедестал, где раньше стоял советский вождь. Инсталляция Синтии Гутьеррес спровоцировала общественный резонанс, стимулируя дискуссию о статусе существующих памятных объектов и перспектив и механизмов создания новых. Учитывая актуальность этих тем, проект Общественный договор продолжится в 2017 году и предусматривает проведение исследования и создание ряда временных инсталляций в разных городах Украины.

Куратор проекта: Катерина Филюк
Художник:
Махмуд Бакши

Открытие: 7 ноября, 2016, 18:00
Продолжительность:
7-21 ноября, 2016
Адрес:
Киев, бульвар Тараса Шевченко, 1

Источник: izolyatsia.org

ugallery1 Автор: