Молодой львовский художник Владимир Когут несомненно в ближайшие годы будет у всех на слуху, и мы рады открыть для вас художника как личность. Специально для ugallery наш герой рассказал о том, из чего зарождается его искусство, сходстве с легендарным Жаном-Мишелем Баския, новых работах выполненных при помощи 3d моделирования.
Насколько я знаю, два последних года для тебя выдались весьма успешными, участие в конкурсе “Срібний мольберт” где ты стал победителем в номинации от галеристов Максима и Юлии Волошиных. В дальнейшем твои работы были частью групповой выставки Summer Show в киевской галерее Voloshyn Gallery, что для тебя, как для художника, значат такие успехи?
Честно говоря, никогда до этого не принимал участие в состязаниях между художниками и в конкурсах в целом, наверное, поэтому не было такого навязчивого желания побеждать, знаешь, как это бывает у очень «активных» художников — у них цель не оправдывает средства. Победив в конкурсе «Срібний Мольберт» я воспринял это как шанс остаться в Украине. Да, именно остаться, можно сказать, что приз от Юлии и Максима, оставили меня здесь, сделав украинским художником. Очень близкие люди из моего окружения помнят, что примерно год назад, я был совсем другой, каждое утро я начинал с поиска пути эмиграции. Я просыпался, включал ноутбук и тратил много драгоценного времени, выбор страны, оформление документов и прочее, считал дни, когда закончится год и придет долгожданный день отъезда. Для меня этот успех больше, нежели просто «шанс как для художника» — это стало как бы частью становления меня как личности, теперь я смотрю на вещи как художник, который должен работать во благо своей страны.
Твои работы нельзя не сравнить с работами легендарного Жана-Мишеля Баския, расскажи о своем стиле и технике, с чего зарождается твое искусство?
Все зарождается из «образа», некая отправная точка, появляется в голове в виде воспоминания или фантазии, я рисую его и иногда, а в частности почти всегда он со временем исчезает, от других объектов которые создаются на его основе, на холсте, получается самоуничтожение первоначального образа последующими вспышками эмоций и написанных текстов. Этот момент сродни одному аспекту детского фантазийного рисунка (где ребенок не копирует еще наш мир) и в рисунках всегда есть несостыковка мировоззрения , образы не могут соприкасаться друг с другом, даже если такой мир и существовал, он обречен на самоуничтожение, в детских рисунках нет взаимосвязи, наверное мне нравится рисовать образы, которые существуют только сами для себя. Мне иногда интересно, имел ли Баския схожий взгляд на „образ”?
Не боишься ли ты сравнений с Баския? Насколько для тебя важен зритель и его мнение о твоем творчестве?
Боюсь ли сравнений? … наверное нет, думаю страх быть «непохожим» убивает намного больше, нежели держаться того мировоззрения которое близко по духу. Я видел таких студентов и молодых художников, которые по 5-6 лет ищут что-то, чего никто не делал, и тему, с которой никто не работал, и, в конце концов, сам процесс поиска их уничтожил. Если говорить о копировании, мое отношение — негативное. Мне много раз говорили о сходстве с Баския, тем не менее все кто говорят об этом, смотрят на роботу и не отходят пока не прочитают все написанные на ней шрифты или не рассмотрят подробно жизнь отдельных образов на холсте, думаю в этом и есть магия. Лично для меня зритель важен как тот, кому интересно узнать, что на работе изображено, это некий диалог, когда ребенок приносит роботу родителям, практически всегда родители спрашивают «Что здесь изображено?», и ребенок с трепетом рассказывает, вот для меня важно что бы зритель искренне задал вопрос «Что здесь?».
В рамках групповой выставки в киевской галерее Voloshyn Gallery ты показал работу «Архаическая семья» и для прочтения этой работы призываешь нас взглянуть на это глазами ребенка, который только познает мир. Получается, словно провозглашаешь манифест: смотрите на искусство чистым взглядом. Но как это сделать в реальности, ведь телевизор и социальные сети искажают нашу реальность и искусство в частности?
Современный мир переворачивает многое в восприятии, иногда мне кажется, что вот-вот и даже дети перестанут рисовать чистые образы, все настолько сильно изменили интернет и социальные сети. Наверное, сейчас как никогда важно пересмотреть свои взгляды на многие вещи, анализировать свою жизнь не потому, что она неправильная, а просто из-за осторожности не поддаться под влияние этого безжалостного потока информации, который опустошает человека и уничтожает в нем все искреннее и хрупкое.
А у тебя не возникает желание осмыслить то, что сейчас происходит в Украине, да и в мире в целом, с помощью универсальных кодов детского творчества?
Желание есть и оно всегда со мной, как то вспомнилось из прошлого, я видел, как маленькая девочка сидела за столом и рисовала кусты и домик, параллельно родители на кухне очень сильно ругались, но, несмотря на слезы, девочка продолжала рисовать. Когда я рисую хмурое, но детское облако, которое проплывает над очередной головой, в этом больше «украинского конфликта» нежели в плакатах с автоматами и лозунгами.
Я, как большой фанат творчества Баския, часто в общении сталкиваюсь с реакцией окружающих «я тоже так могу», я думаю тебе это знакомо, нужно ли переубеждать оппонента и делаешь ли это ты?
Частенько слышу такие высказывания, нет, я точно никого не переубеждаю, но всегда очень искреннее стараюсь объяснить, для чего так рисую, почему это важно… Скажу честно — далеко не всегда успешно, иногда для людей важнее увидеть водопад со скалами и росой, там ведь все есть и все понятно.
Еще немного вернемся к выставке Summer Show, кроме работы «Архаическая семья», я увидел серию интересных «образов» — зарисовок к ней. На одной из работ была изображена обувь культового модного дома Balenciaga, как ты относишься к интеграции моды и искусства?
Зарисовка очень личная, приятно, что она привлекла внимание, я очень сильно люблю спортивную обувь, и ее дизайн мне кажется как раз тот случай, где огромный эстетический потенциал должен быть направлен на бескомпромиссный функционал. Относительно интеграции в моду, я положительно отношусь и охотно подписываю права на использование для печати на модельной одежде своих робот, думаю очень важно, что люди одевают, но с точки зрения не брендовости, а с индивидуальной позиции к эстетике формы и стиля.
Можешь обозначить круг тем, которые тебе интересно исследовать?
Для меня всегда останется важной темой — «проблема человека», его место здесь, и оставляемый след важен ли он или он тоже временный? Меня очень в последнее время беспокоит тема прогресса, информационного в частности, проблема нейронных сетей и искусственного интеллекта, биомеханики и замена человеческой плоти на искусственную. Кажется, мир стоит на пороге большого прыжка в будущее, и место художника всегда поднимать вопросы гуманности и искренности.
Ты — художник, проживающий во Львове, но центром искусства, несомненно, является Киев, готов ли ты, для дальнейшей более глубокой интеграции в арт-сообщество, переехать в столицу?
Весьма интересный вопрос, Киев несомненно является центром движения искусства в Украине, и ритм жизни очень висок, по сравнению со Львовом, простой пример: когда загорается зеленый свет на перекрестке, автомобили раза в три реагируют быстрее. Если будет предложение участвовать в интересном проекте, и для того чтобы прочувствовать его, я непременно перееду в столицу на время. Но только ради искусства, причиной явно не будет «завести связи» и «появляться на арт-вечеринках», я довольно закрытый человек, хотя по работам такого явно не скажешь.
Расскажи о своих следующих проектах, чего ждать?
Прямо сейчас отвечаю на твой вопрос, а на другом мониторе рендерится следующий проект, в котором я применяю медиа CG 3d Art технологий. Данный проект — это поиск места искусства в современном мире, попытка интегрировать образ человека в бесчеловечное пространство, которое лишено законов присущих этому миру; мне кажется, что детский образ открывает в человеке некий вопрос о плотности его мира. Примечательно то, что мой проект, который поднимает вопрос о важности реального мира, финансирует германская компания Cinema 4d, главный разработчик на рынке 3d программ для моделирования, они разглядели в этом важность поднятия данной темы как для США и Германии, так и для Украины. Огромная благодарность Voloshyn Gallery, которая всячески дает помощь как кураторскую, так и большую отзывчивость в плане сотрудничества, для меня это очень важно, ведь художник только часть цепочки идеи, которая в конце должна быть продемонстрирована на публике. Очень надеюсь в скором времени сделать большой проект и поднять для украинского и зарубежного зрителя вопросы реальности и человечности людей. Если спросить, почему я выбрал именно в качестве медиума трехмерную графику, а не классический реальный материал, наверное, как раз таки по причине «реальности», работая с темой всегда нужно говорить языком который ее раскрывает. Мне чуждо понятие, когда художник однотипен, нужно сильно чувствовать мир и быть отзывчивым к нему.
Хотел бы преподнести особенный подарок читателям ugallery, делаю скрин этапа процесса проекта, который создается прямо сейчас.
Автор: Кравченко Николай.