После двухнедельного отпуска проведенного в Германии, арт-блогер и куратор, Дарья Биленко, вернулась в привычную арт-среду, мы всретились с Дарьей в новом уютном 16.Coffee в самом центре Киева и поговорили о искусстве.
Дарья Биленко – арт-блогер, куратор, арт-менеджер и, несомненно, фанат современного искусства, ничего не забыл?
Пожалуй, всё самое важное ты перечислил. А ещё, несомненно, — импозантная и харизматичная личность.
Сейчас ты активно развиваешь свой арт-блог в фейсбуке, ты всё-таки определилась с основным полем деятельности?
У меня нет такой необходимости. Всё, что я делаю – комплексно, вся моя арт-деятельность дополняет друг друга и это происходит очень органично. Я не ограничиваю себя в арт-проявлениях и делаю то, что получается у меня хорошо и приносит пользу окружающим и удовольствие мне самой.
Быть блогером сейчас модно, но в основном, многие бросают это занятие на старте, так и не дойдя до финиша, сталкиваясь с тяжёлой работой без существенной отдачи, тем более в Украине на искусстве зарабатывать довольно проблематично. Какая у тебя мотивация заниматься блоггингом?
Признаться, вопрос про мотивацию застаёт меня врасплох, потому что я даже не задумываюсь об этом. Меня мотивирует само искусство, я не перестаю вдохновляться им и мне хочется, чтобы подобными идеями проникалось всё больше людей. Я несу искусство в массы не в ожидании отдачи, а потому что мне нравится это делать, и я не представляю своей жизни без этого, а тем временем отдача приходит сама – в виде фидбеков читателей, предложений о сотрудничестве, новых знакомств с людьми из мира искусства.
Блоггинг стал очередным шагом на моём журналистском пути – это форма выражения моих мыслей и идей, которые в кратчайшие сроки достигают читателей, мне не нужно ждать выхода статьи, всё происходит очень оперативно – я посещаю выставку и сразу освещаю её в своём блоге, также я даю рекомендации, куда стоит сходить и делаю подборку арт-мероприятий, чтобы читатель имел представление о том, что происходит на локальной арт-сцене.
Сколько в среднем уходит времени на блог?
Немало. Практически каждый вечер я делаю посты в своём фб-блоге и инстаграме. Но у меня уже отточена своя система, свой алгоритм действий, и мне это не в тягость, а в кайф.
Скажи, какую роль в твоей жизни играют социальные сети и интернет?
Учитывая, что мои основные площадки для блоггинга – это фейсбук и инстаграм, то получается, что у меня почти зависимость (смеётся). Социальные сети я воспринимаю, в первую очередь, как средство коммуникации с моей целевой аудиторией: небезразличными к искусству людьми, молодыми художниками, коллегами-кураторами. Поэтому, в данный момент, социальные сети для меня важны как инструмент реализации моего проекта Dasha Bilenko artblog.
За последний год ты успела попробовать себя в роли куратора, расскажи об этом опыте.
Это замечательный опыт, который помог мне посотрудничать с молодыми талантливыми художниками. На моём счету сейчас 7 кураторских проектов, как персональных, так и коллективных, и я не планирую на этом останавливаться. Я независимый арт-куратор, и для Украины, в отличии от Европы и Штатов, этот термин достаточно свежий, хоть и неновый. Особенность такого независимого статуса заключается в том, что с запросом о курировании и продвижении арт-проекта ко мне напрямую могут обращаться как арт-институции, так и лично художники, я также сама могу инициировать проект, если возникают резонансные темы и идеи, и собирать команду для его реализации. Это достаточно тернистый путь, но я искренне хочу, чтобы в Украине реализовывались крутые арт-проекты, и готова работать в этом направлении.
Однозначно самым влиятельным арт-куратором в Украине является Александр Соловьёв, кого бы ты выделила из украинских кураторов, или может быть тебе ближе тот же Ханс-Ульрих Обрист?
Мне ближе в первую очередь то, что находит отклик в моём сердце. Мне импонирует генерация молодых художников, я и сама работаю с ними. Соответственно, я обращаю внимание на сильные проекты с участием молодых. Поэтому, например, последние кураторские проекты тандема Марии Ланько и Лизы Герман мне были очень по душе. Мне также нравится то, что делает чета Волошиных – они и галеристы и кураторы в одном лице, я всегда с большим удовольствием прихожу на их выставки, чтобы открыть для себя новые имена.
И раз мы уже начали говорить о кураторах, назови тогда и своих любимых художников, с кем хотелось бы поработать в будущем?
Мне очень хочется самой открывать новые имена молодой генерации художников, работать с ними и популяризировать их свежий и классный арт, чтобы они становились «видимыми» и востребованными. Наверняка, присмотрю кого-то интересного на выставке в Akt.
Ты провела отпуск в Германии, про пиво с сосисками спрашивать не буду, получилось ли уделить время ещё и искусству, посещению музеев и галерей?
У меня получается уделять время искусству всегда – это первый пункт в любой поездке. Мне нравится отношение немцев к искусству, для них это неотъемлемая часть культуры, жизни. Их дома украшает современное искусство, в двориках и парках стоят авторские скульптуры. Я жила в городе Бад Хомбург, неподалёку Франкфурта, основной арт-достопримечательностью которого является Blickachsen — выставка современной скульптуры / инсталляций ведущих и начинающих авторов, которая проводится летом раз в два года и располагается под отрытым небом в исторических парках Бад Хомбурга и других локациях по всему региону Рейн-Майн. Я также в обязательном порядке посетила Музей современного искусства во Франкфурте (MMK Museum für Moderne Kunst Frankfurt am Main) и пару частных галерей.
Ощутила ли ты разницу между тем, что увидела в Германии и Украине?
Когда я посещаю арт-институции за границей, то всегда черпаю вдохновение и наблюдаю за тенденциями. В других странах я всегда смотрю и сравниваю, как люди воспринимают искусство там и у нас. В Германии, у меня сложилось такое впечатление, люди впитывают искусство на генетическом уровне и не воспринимают его как что-то чужеродное. А вот в Украине, к сожалению, иногда сталкиваюсь с укоренившимися предрассудками касательно того, что современное искусство тяжело/невозможно понять. И это несмотря на то, что арт-среда в Киеве очень динамична: появляются всё больше хороших молодых авторов, качественных площадок, арт-мероприятий. Всё, что нужно – ходить, общаться, задавать вопросы, не бояться интерпретировать по-своему.
В завершение нашего интервью короткий вопрос, чего не хватает современному искусству в Украине?
Поддержки со стороны государства для реализации арт-проектов и популяризации современного искусства на уровне страны.