Последние несколько лет для украиского фотографа Сергея Мельниченко были насыщенными на события, в 2017 году проект о закулисной жизни ночных клубов Китая принес фотографу победу на престижном международном конкурсе Leica Oskar Barnack Award 2017, далее последовали выставки как в Украине так и за рубежом. Совместный проект с художником Романом Михайловым Only Now Only Never мы отобрали для списка 8 интереснейших арт-проектов 2018 года.
Для себя я открыл твои работы относительно недавно, чуть больше года назад, в арт-пространстве F.A.C.E. Foundation ты показал серию работ о закулисной жизни китайских ночных клубов. Расскажи о том, что было с Сергеем Мельниченко до этой выставки.
Да на самом деле было много чего и разного. Выставлялся во многих странах и с разными проектами. Прошел долгий путь к тому кем сейчас есть.
В эпоху тотального доминирования социальных сетей фотография стала обыденностью. Каждый у кого в руках есть смартфон – фотограф. Что делает фотографа фотографом в наши нелегкие времена?
Всё правильно, но не каждый фотограф – хороший фотограф (это я про смартфоны, камеры в них и так далее). По сути, говоря о более высокой фотографии, точнее, фотографии, как об искусстве, я не думаю, что что-то сильно изменилось. Главное — это актуальность, история, конечно, картинка, но я не говорю красивая картинка, потому что это отдельная тема для разговора, что такое красивая, а что нет. Но вот актуальность, подход к созданию серии (проекта), полное углубление в тему – это и есть те составляющие о которых ты спрашиваешь.
Как ты относишься к фотографии на смартфон, имеет ли она для тебя ценность. И снимаешь ли ты сам на смартфон.
Отлично отношусь и сам снимал, и книга у Rodovid вышла недавно моя “From Dusk Till Dawn”, там фотографии с Китая за 2015-2017 гг. такой классический стрит, который я снимал только на камеру смартфона, потому что он всегда был под рукой.
Читателю интересны, помимо визуальной составляющей, технические подробности, с какой техникой работаешь, что в ней тебя привлекает?
С самого начала и до сегодняшнего дня я делал разные проекты на разные девайсы. Это были цифровые камеры, плёночные, action камеры и, как я уже говорил, камеры смартфонов, камеры типа Instant и так далее. Сейчас снимаю на Лейку, которую выиграл, пока хватает с головой.
Обнаженное тело является значимой составляющей в твоих работах, какие еще темы тебе интересны в качестве объекта для твоих фотографий.
В последнее время всё больше работаю с темой семьи и собственного «я». Вот начинаю готовить очень большой проект о себе, о своей жизни и работе в Китае, там будет огромное количество материала. Кроме фото будет и видео, инсталляции и специально созданные объекты на тему проекта, но в конечном итоге, я думаю, что всё приобретёт вид книги, так как я не представляю, как это всё размещать «онлайн», как проект. Посмотрим, я надеюсь, что к концу года мы опять сможем увидеть этот проект в пространстве F.A.C.E. Foundation.
Процесс создания, какой из твоих работ оказался для тебя самым ярким и памятным?
Шварценеггер мой кумир (2012-2013) и Behind the scenes (2016). Думаю, не надо рассказывать почему.
Не могу не спросить о совместной выставке с художником Романом Михайловым, насколько я знаю, изначально проект должен был выглядеть совсем иначе, по крайней мере, работы Романа мы увидели не те, что анонсировались. Для меня Ваш проект один из самых интересных и целостных в 2018 году, как получилось достичь такой гармонии в финале?
Спасибо большое. Приятно. Да, на самом деле, вообще все работы и его и мои изначально должны были иметь другой вид, характер, тему и так далее. Как-то так вышло, что уже после съёмок для Украинского Vogue мы начали переосмысливать нашу общую выставку и поняли, что мы движемся не в том направлении. После чего нами обоюдно было принято решение показывать совсем другие работы, менять общую концепцию, вид. Только это решение было принято – всё пошло, как по маслу.
Планируете в дальнейшем делать совместные проекты вместе, или еще больше, создавать совместные работы, как, например, Уорхол и Баския.
Будем, конечно, я уверен. Хотим сделать что-то от идеи и до реализации.
Ты запустил проект MYPH (Mykolayiv Young Photographers Collective). Расскажи, что это за комьюнити, какие цели и планы у объединения.
Да, я вынашивал эту идею какое-то время и, всё-таки, решился это сделать. Я основал MYPH — коллектив ярких и перспективных представителей концептуальной и художественной фотографии.
Расскажи более подробно о том, чем вы занимаетесь.
Несмотря на то, что каждый фотограф коллектива — это отдельный художник, который интересуется разными темами, жанрами и визуальными языками, в то же время наши планы и амбиции заключаются в работе над общими проектами, посвященными разным вопросам, которые будут интересны для зрителя и демонстрация их на галерейных площадках, фестивалях и художественных ярмарках. Так как мы ещё молодые, как коллектив, мы ещё до конца формируем концепт того, что в итоге будет более выигрышным для нас, а пока что – каждый усердно работает.
9 февраля в Киеве впервые состоится Фестиваль фотокниг Kyiv Photo Book. Исходя из публикаций в твоем Facebook ты один из участников. Что будешь показывать?
В рамках ярмарки Kyiv Photo Book, мы покажем макеты книг 6 авторов, а так же, будут и мои книги. Всё это можно будет увидеть там, пообщаться со мной и молодыми ребятами из нашего коллектива.