“Мои глаза – это окна, а в середине меня – солнце и звезды. Если солнце исчезнет, то исчезнет все, поэтому оно важнее для меня, чем сердце. И так у каждого из нас”. Так объяснял свою теорию бесконечности Федор Тетяныч, он же Фрипулья, чья выставка недавно прошла в Музее современного искусства Одессы. Куратор — Андрей Сигунцов.
Художник, философ, изобретатель, поэт – этот список ипостасей можно продолжать бесконечно. Видимо, именно поэтому Тетяныч решил назвать себя Фрипулья, что в включает в себя имя художника «Федор», слова «пульсар» и «кристалл». Он ходил по улицам Киева в звеняще-шелестящих костюмах из фольги и полиэтилена, провозглашая “Безмежжя, безмежжя, безмежжя”.
Даже по сохранившимся фотографиям Фрипульи несложно понять, что личность это была незаурядная. Он проповедовал свободу, эпатировал публику в режиме офлайн и использовал вторичные материалы еще до того, как это стало мейнстримом. Главным инструментом Фрипульи была его собственная фантазия, за что многие считали его фриком и городским сумасшедшим.
Несмотря на такого рода нонконформизм, Тетяныч состоял в Союзе художников и, как все его коллеги, выполнял госзаказ, изготовляя мозаики для стен заводов и остановок общественного транспорта. Его футуристические наклонности вряд ли были навеяны советским воспеванием космических подвигов Юрия Гагарина. Наоборот, таким образом он будто глумился над системой, доказывая ее бессмысленность и непригодность.
Так как при жизни Тетяныч, как и многие гениальные творцы, признан не был и большая часть его работ потерялась во времени, сейчас эту невнимательность компенсируют выставками и научными работами, по крупицам восстанавливая его биографию и расчищая место для наследия Фрипульи в украинской культуре.
Федор Тетяныч мог бы составить конкуренцию Илону Маску в освоении космоса или стать супер-популярным блогером благодаря своему вычурному внешнему виду и не менее эксцентричному поведению. Но это не единственные связующие Фрипульи с современностью. О том, что он родился не в свое время и, возможно, не на той планете, свидетельствует еще много фактов. Каких именно – разберемся в этом материале.
Мультидисциплинарный художник
Именно так назвали бы сегодня Тетяныча. Границ его практике, как и самого Фрипульи, не было: он рисовал, проектировал, писал тексты, издавал книги, занимался монументальным искусством, графикой, скульптурой и хеппенингом.
Свою жизнь он считал одним большим перформансом, в котором он “выстраивает своими произведениями и их распространением средствами массовой информации (в частности ТВ) единую огромную инсталляцию – биотехносферу Фрипулья”.
Экоактивизм
В 1980-е люди еще не были избалованы удобностью одноразовых изделий, но Фрипулья уже предрекал экологическую катастрофу, поэтому начал поднимать этот вопрос задолго до манифеста Греты Тунберг.
Тетяныч говорил, что его работы полностью экологичны, поскольку материалом для них часто служил мусор. Художник хоть и задумывался о том, чтобы покинуть Землю, но все же пытался спасти родную планету от преждевременной гибели.
Фрипулья был фанатом земли, то есть почвы. В будущем вместо картин он хотел выставлять землю, которую будут доставлять ракеты на все планеты солнечной системы, как нечто “эстетически непревзойденное”. Этот вид искусства Тетяныч назвал “оземлением”.
Апсайклинг
Поношенные ботинки, деревянные доски, фантики от конфет, пакеты из под молока – Фрипулья находил применением всему, что попадалось ему под руку, чтобы Земля не задохнулась от гор неразлагаемого мусора.
В публичных местах Тетяныч появлялся в костюме из целлофана, фольги и консервных банок, поэтому о приближении Бесконечности можно было услышать за несколько десятков метров – такой этот наряд был “музыкальный”. Естественно, одним внешним видом Фрипулья вызывал у окружающих замешательство, смех, а местами и возмущение. Но самого художника это никоим образом не смущало, ведь он был посланцем Вселенной.
Вестернизация и глобализация
30 лет назад, когда Фрипулья активно занимался творчеством, разговоры о стирании границ и свободе передвижения велись только в теоретических трактатах глобалистов. Но Тетяныч уже тогда решил, что делить мир на континенты и страны нет ни надобности, ни смысла. Он мыслил планетарно и даже вселенски, воплощая идеи о бесконечности в своих работах.
Художник считал, что у слова “безмежжя” есть французские корни. Особенно если произносить “жжя-безме”, как часто делал Фрипулья, прохаживаясь по улицам Киева.
Постапокалиптические настроения
Одной из центральных концепций в практике Федора Тетяныча была биотехносфера. Это универсальный модуль для проживания и передвижения человека, с помощью которого можно было покинуть Землю, когда наступит конец света. По проектам Фрипульи, биотехносфера была полностью адаптирована под нужды человека, однако этот аппарат был совершенно непригоден для запуска в воздух и уж тем более в космос.
За свою жизньТетяныч создал несколько биотехносфер для публичного пространства по госзаказу: в городе Попасная Луганской области для оформления железнодорожного депо, на автобусной остановке в селе Победа Киевской области и на здании отеля «Россия» в Смоленске, который был построен к открытию XXII Олимпийских игр в Москве. К сожалению, ни одна из них не сохранилась.
Инклюзивный дизайн
Вместо стелы на Майдане Независимости в Киеве могла стоять биотехносфера Федора Тетяныча. Во второй половине 1990-х Фрипулья принял участие в конкурсе на проект памятника вместо свергнутого Ленина. Он предложил установить гигантскую молекулу, собранную из миниатюрных сфер, которая бы постоянно менялась и символизировала независимость каждого индивидуума.
По замыслу Тетяныча, после Майдана такие биотехносферы должны были появится и на площадях других городов, тоже вместо поваленного коммунистического лидера. Однако проект Фрипульи не прошел конкурсный отбор.
Партисипативность
Тетянич был одним из первых художников Украины, кто обращался к жанру хеппенинга и партисипативного искусства. Появляясь на улице в своих фантастических костюмах с коробкой от торта на голове, он провоцировал зрителей не только созерцать, но и взаимодействовать.
Однако Фрипулья никому не навязывал свое учение о бесконечности, а лишь предлагал его как альтернативу привычным религиям и философиям. Воспринимать его всерьез или неприкрыто высмеивать – дело личное. Хотя Тетяныч был убежден, что каждый человек в ответе за поступки других.
Текст: Оля Артеменко