12 октября в Центре фотографии имени братьев Люмьер представят выставку американского фотографа Роберта Уитмена «Михаил Барышников. Метафизика тела». Более шестидесяти редких снимков советско-американского артиста балета и хореографа, признанного одним из величайших балетных танцовщиков ХХ века, будут впервые представлены в Москве.
Пять творческих встреч Роберта Уитмена и Михаила Барышникова в период с 1995 по 2015 год обернулись пятью фотографическими сериями. Каков бы ни был повод для съемки, фотограф неизменно ловит завораживающую грацию и харизму Барышникова, которыми восхищался, среди многих, поэт Иосиф Бродский. В «Диалогах…» с Соломоном Волковым Бродский отмечает: «Когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет – то, чем он занимается. На мой взгляд, это чистая метафизика тела. Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета. Михаил Барышников – это некое умное тело, которое несет в себе целый мир». Бродский и Баршников покинули Советский союз в начале 1970-х, став в эмиграции большими друзьями.
Самая ранняя серия в экспозиции в поддержку рекламной кампании парфюма Барышникова – «Аромат», 1995 – раскрывает артистический, комедийный талант танцовщика и обнаруживает тонкое фотографическое чутье Уитмена. Фотограф примеряет на Барышникова целую серию образов: элегантных, игривых, чувственных, в каждом из которых он оказывается безусловно органичен. Для съемки 10-летия своего Центра в Нью-Йорке (Baryshnikov Art Center) Барышников вновь приглашает Роберта Уитмена. И в этой, самой поздней, серии 2015 года мы видим зрелого танцовщика уже куда более статичным и серьезным, но не менее выразительным. В экспозиции будут также представлены контактные отпечатки серий, которые откроют закулисье съемочного процесса.
«Умное тело» Барышникова выглядит особенно сосредоточенным под руководством известного американского хореографа-новатора Мерса Каннингема (серия «Миша и Мерс», 1999). Уникальная серия с репетиции спектакля “Occasion Piece” – своего рода дуэт, па-де-де двух великих мастеров балета, запечатлеть которых Барышников вновь доверил Уитмену. Документальную съемку продолжают кадры повседневных тренировок танцовщика, а также репетиции в составе труппы Американского театра балета в 2002 году (спектакль “Solo With Piano or Not”). Причина такого доверия, по мнению фотографа, кроется в следующем: «Я думаю, Михаилу нравится работать со мной, потому что он любит мой стиль. Я ведь всегда работаю один. Только я и камера. Никаких ассистентов, людей на площадке, искусственного света. Я так не работаю, я использую только натуральный свет».
Источник: lumiere.ru
Фотография: robertwhitman.com