Рубрики
INTERVIEW UKRAINE

Художественное сообщество о мурализации Киева

Количество муралов в Киеве растет феноменальными темпами и на этом фоне в социальных сетях разгорелись нешуточные баталии между теми кому нравится, и теми кто не видит в этом признаков искусства. Информационный портал ugallery попросил художников, галеристов и арт-экспертов ответить на несколько вопросов касающихся мурализации Киева:

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?
  • Можно ли называть киевские муралы искусством?
  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Марина Щербенко, арт-куратор и галерист (Shcherbenko Art Centre):

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Муралы — это большие граффити, созданные легально, чаще всего – на стенах городских домов. Соответственно, они не должны нарушать целостность архитектурного облика города. Поэтому подход к  выбору мест и количества муралов в историческом центре города должен быть как можно более аккуратный и взвешенный. Старая открытая стена дома не обязательно должна быть зарисована каким-либо изображением, она уже сама по себе представляет историческую ценность. Сегодня Киев превращается в пестрящее муралами, наравне с рекламными щитами, визуально перегруженное пространство. Муралы нужны, но ответственным за выбор мест для их размещения, отбор работ и художников должен быть не активист (в нашем случае это человек, работающий под ником Гео Лерос), а комиссия, в которую будут входить представители сообщества профессионалов в сферах архитектуры и современного искусства.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Есть удачные муралы, даже в центре города. Например, мурал в Сквере Небесной Сотни — портрет Сергея Нигояна – сделан в правильном месте и в нужное время, продуман концептуально и воплощен тонко, на сближенных светлых тонах. Но большая часть муралов выполнена некачественно, иногда даже отвратительна для глаз, и с невероятной скоростью заполняет все доступные стены домов. Аргументы людей, причастных к этому процессу, таковы: борьба с безликостью и обветшалостью города, желание превратить Киев в мировую столицу стрит-арта… Эти цели благородны, но не методы их достижения. Ситуация с муралами становится катастрофической для нашего города. И уже сейчас, на уровне таких проблем, как незаконные застройки, вездесущие ларьки, тротуары улиц, захватываемые под базары, застекленные балконы исторических зданий, «побитые» кондиционерами фасады и много другое, нам необходимо решать этот вопрос, вплоть до закрашивания большей части муралов.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Каждый мурал, его концепция, автор, эскиз, место размещения сначала должны быть утверждены, опять же, экспертной комиссией, состоящей из специалистов-профессионалов в сферах архитектуры и современного искусства. Вторым этапом должен быть обязательный опрос общественности, как минимум – жителей дома, который предполагают украсить муралом, и жителей соседних домов, из чьих окон будет видно это изображение. У меня есть знакомая, которая не может смотреть в окно своей комнаты без раздражения с тех пор, как каждое утро там ее “встречает” девушка с хворостом и в наушниках (на улице Гусовского).

Евгений Карась, коллекционер, арт-эксперт и галерист (Karas Gallery):

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Самое важное не обобщать. Есть шедевры и уместные муралы, есть плохие и неуместные. Это монументальное искусство, которое, в отличие от станковой живописи, должно обладать тремя неразделимыми качествами, поскольку находится в публичном пространстве, в городской среде: должно быть высокого эстетического и технического качества; должно восприниматься с разных ракурсов, вписываясь в городской ландшафт; обладать тематической уместностью. Поэтому неважно как называется город и в какой его части находится этот художественный элемент среды, если он отвечает этим трем критериям. Хотя в исторической части нужно быть особенно выверенными и вдвойне требовательными к качеству.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Опять же, без обобщений. Есть потрясающее искусство, а есть, к сожалению, беспардонный дилетантизм и провинциальность.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Абсолютно согласен, что общественное пространство любого города, тем более столицы, должно быть под вниманием авторитетных независимых специалистов от лица власти. А муралы это часть государственной проблемы отсутствия диалога с экспертной средой.

Роман Михайлов, художник:

Среди всего нарисованного за последнее время, под кураторством Гео Лероса, большая часть достаточно посредственные росписи, а некоторые муралы откровенно ужасные. Проблема в том, что куратор не видит разницы между хорошей работой и этикеткой от конфеты перенесенной на фасад здания. Здесь еще проблема в том, что главной задачей фестиваля, закрасить как можно больше стен, организаторы поставили себе задачу, если я не ошибаюсь 200 муралов. Спешка приводит к тому, что нет времени ни на отбор художников, ни на то чтобы художник прочувствовал контекст города, района, дома, стены. Все это приводит к рождению безвкусицы, которая быстрыми темпами, под видом ярких картинок, захватывает Киев. И не нужно рассказывать про дело вкуса, все просто — есть вкусная еда, а есть не вкусная, но я не знаю людей которым по вкусу гнилая капуста. И еще, мне непонятно, как человек, который приложил столько усилий к созданию киевских муралов, с такой легкостью говорит: «бери и закатывай, не нравится — закрашивай». Я не понимаю такого подхода. Сплошной популизм и симулякр.

Даниил Галкин, художник:

Муралы отражают уровень не только их авторов, но и самого города, который позволяет им существовать. Сквозь данные изображения нам представляется возможность видеть их обратную сторону, то есть иметь представление о том, что висит, или желает висеть, над кроватью у среднестатистического жителя данного города. Для меня художественную ценность большинство из них не представляет, лишь вызывает недоумение и нежелание смотреть сквозь них. А те, кто берут ответственность утверждать подобные проекты, видимо, и являются одновременно их заказчиками.

Юлия Волошина, коллекционер и галерист (Voloshyn Gallery):

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Появление муралов — в целом позитивное явление, так как это в основном волонтерская работа основанная на желании художников своими силами менять облик города в лучшую сторону. Значит сознание масс меняется, люди стали более активны, готовы проявлять инициативу. Но тут возникает много нюансов, ведь у каждого свое представление о «хорошем». Новые росписи появляются чуть ли не каждую неделю, при том что эскизы очевидно никто не утверждает, и в целостную концепцию они не укладываются.

Мы с Максимом очень много путешествуем, и видели за рубежом муралы задолго до того как они стали появляться у нас. В Майами, к примеру, целый район Wynwood, который отдан художникам стрит-арта под самовыражение. И все туристы съезжаются полюбоваться этой достопримечательностью. А вот в Европе, если и попадаются проекты в исторических центрах городов, то они, как правило, очень грамотно вписаны, уместны, и не разрушают исторический колорит местности.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

На наш взгляд,  многим киевским муралам, помимо формы, не хватает содержательной части, смысла. Либо другая проблема — это откровенный морализаторский посыл, в то время как манера, форма исполнения желает лучшего. Ведь недостаточно просто реалистично перенести на огромную стену дома фотографию из интернета. Это вовсе не является искусством, в крайнем случае демонстрирует ремесло. Должна быть какая-то читаемая идея, тогда это будет искусством. Иначе — просто декор. Декор — для развлечения, а настоящее искусство побуждает человека думать.

На данный момент муралов в Киеве уже слишком много. Особенно это касается центра города, который еще худо-бедно пытается сохранить свое историческое очарование. И это как раз тот случай, когда качество должно преобладать над количеством. Поэтому лучше большая их часть была бы реализована где-то в спальных районах, где это уместнее, чтоб разбавлять однообразие тамошних построек.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обговаривается с общественностью и художественным сообществом мы не знаем. А было бы не плохо если бы обсуждался.

Владислав Тузов, куратор и арт-дилер (Tuzov Art Group):

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Все же с исторической средой стоит аккуратнее обращаться, ведь она несет в себе историко-культурное наследие, охраняемое законодательством Украины. Особенно это касается традиционного характера исторической среды, ведь ее в Киеве становится все меньше. Но все же, если есть в этом острая социальная необходимость и эскизы согласованы с властью, специалистами и местными сообществами, то такой проект может послужить полем для развития диалога между этими тремя сторонами. Так мы получим кроме эстетически привлекательного внешнего вида застройки и консолидацию людей на базе этой темы как бонус.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Муралы – это определенное направление современного искусства. И как в любом искусстве художник, в процессе работы над своим творением, вкладывает себя в свое дело. Произведенный  мурал — это реализация его задумки, ни больше, ни меньше, потому к этому нужно относиться как к появлению картины актуального искусства, только в городском пространстве.

Помимо искусства, в последнее время, мы видим, что за счет высокого интереса к этому виду искусства, некоторые организации и отдельные лица получают очень неплохой пиар, но в свою очередь они вкладывают денежные средства в продакшн и другие затратные части по созданию муралов в Киеве.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

В последние годы тема муралов в украинском обществе приобрела большую популярность. Я знаю, что с июля в Украине стартовала одна образовательная инициатива, главной целью которой является популяризация культуры стрит-арта во всех городах страны.

С июля по август все желающие могли представить свою идею на национальном конкурсе. Автор лучшего проекта мог воплотить свою идею на стене одного из специально выбранных для этого домов. И в рамках этого проекта авторам идей помогали известные художники, культурологи, урбанисты и искусствоведы, то есть диалог с общественностью и художественным сообществом таки был. Потому на данном этапе я могу сказать, что обсуждение этой темы и принятие коллективных, взвешенных решений уже началось.

Также на сегодняшний день, для меня непонятен вопрос защиты интеллектуальной собственности такого произведения искусства. С одной стороны все, что нанесено автором, является его произведением искусства, с другой стороны это произведение искусства нанесено на стене города и последний в свою очередь может на всех юридических составляющих перекрасить стену на свой лад, и нанести новый мурал. Поэтому, на мой взгляд, муралы понятие временное и незащищенное со стороны возникающих вопросов интеллектуальной собственности.

Лена Сиятовская, художница и участница арт-группы «Степь»:

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Муралы важны для города, но не менее важен подход к их созданию. Количество муралов и скорость, с которой они появляются в городе, немного настораживает. А что по поводу их художественной ценности? Да, я понимаю, что большинство жителей хочет видеть на стенах «красивые» рисунки в стиле гиперреализма, но их нельзя назвать искусством. Это просто декорирование, которое с эволюцией общественного вкуса поменяет свои тенденции. Хотелось бы больше качественных и по-настоящему современных работ.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Я видела далеко не все киевские муралы. Многие из них не совсем вписываются в исторический контекст и настроение города. Есть много хороших работ, например, авторства Interesni Kazki, Zosen Bandido.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Не знаю. Хотелось бы, чтобы ситуация изменилась.

Зинаида Лихачева, художница:

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Муралы оставляют след на объекте в самом начале его подготовки, акт побелки ощущается очень сильно,  вызывая чувство утраты. Акт сам по себе посылает мощный сигнал, иногда даже более политически заряженный, чем то, что потом изображено. Что касается исторических мест, здесь моё категорическое против.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Хороший философский вопрос. В широком смысле мурал — масштабнейшая часть современного стрит-арта, исходя из этого, муралы — искусство. Но оценка каждого отдельного из них будет субъективной. Мне не хотелось бы судить. Знаете, не судите…

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Этот вопрос скорее всего нужно адресовать городскому совету и департаменту градостроительства и архитектуры — тем людям, которые формируют лицо современного Киева. Мне кажется, что логичным было бы существование художественного и общественного совета, возможно даже проведение референдумов в микрорайонах столицы.

Михаил Деяк, художник:

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

Муралы Киеву даже необходимы, город сильно застроен советскими объектами, в том числе и центр, а это хоть какой-то выход из ситуации. Но если развивать тему благоустройства города, безусловно надо внедрять не только муралы, но и современную архитектуру, дизайн, скульптуру.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

По-моему мнению, киевские муралы можно называть искусством, потому что их, как минимум, непросто сделать.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Обсуждать такие проекты нужно не с обществом, а с архитекторами, дизайнерами и художниками, потому что большинство нашего общества не готово к чему-то новому.

Ольга Януль, редактор отдела моды Vogue Украина и художник:

  • Нужны ли муралы Киеву (в частности в исторической части города)?

На мой взгляд мурализация города — неповторимое, самобытное явление. И мое отношение к явлению скорее положительное. Однако, с исторической частью города, на мой взгляд, нужно быть более аккуратными и осмотрительными (скажем, со старым центром, потому как сталинские, брежневские и другие советские дома уже тоже часть истории). Полагаю, процесс точно не должен быть стихийным в этом контексте. Однако, учитывая бюрократическую структуру — нужно выработать наиболее оптимальную и «свободную» схему для взаимодействия.

  • Можно ли называть киевские муралы искусством?

Киевские муралы — продукт творчества креативной единицы. Чаще всего, они носят более декоративный характер, чем, скажем, смысловой. Потому, стоит понимать о каком виде искусства идет речь. На мой взгляд каждое украшательство должно иметь смысл.

  • Почему такой масштабный проект, как мурализация города, не обсуждается с общественностью и художественным сообществом?

Полагаю, вопрос институциональных связей вообще плохо развит в современном украинском обществе. Это определенно диалог, который следует инициировать и вести. Думаю, секрет в предыдущем опыте и остатках старой системы власти.