29 ноября в США стартует одна из самых значимых и крупных ярмарок современного искусства Scope Miami Beach 2016, единственной галереей представляющей Украину будет киевская Voloshyn Gallery. Галеристы Максим и Юлия Волошины представят на ярмарке работы троих украинских художников Михаила Деяка, Анны Валиевой и Марии Сулименко.
Информационная платформа о современном искусстве ugallery задала несколько вопросов художникам о предстоящем событии.
Михаил Деяк
— Для тебя это уже вторая поездка на Scope, расскажи о впечатлениях от первой в Швейцарии и чего ждешь от поездки в Майами?
— То, что поразило — это, конечно, уровень организации и подход к мелочам. Много молодых коллекционеров, которые с удовольствием покупают иностранных художников. И, конечно же, впечатляет тот факт, что твои работы висят рядом с Энди Уорхолом и другими звёздами мирового искусства. От Майями я жду новых впечатлений и опыта, так как это совершенно другая публика. В Базеле коллекционеры консервативнее, и не всегда уровень работ есть решающим фактором покупки. Очень важно, где ты живёшь и с кем работаешь, на каких аукционах тебя продают, и сколько у тебя было выставок. В Майями же публика более свободная в выборе. Но важно то, что там будут представлены художники с Украины, и мы начинаем потихоньку интегрироваться в мировой арт-рынок.
— Расскажи о работах, которые отправятся покорять Scope Miami Beach 2016?
— В Майями поедут работы под названием Flowers из нового цикла Genesis, над которым я работаю большую часть этого года, это объекты из метала. А также несколько работ из серий Space и The Essence of Things — это картины, написанные на стекле. Вам, наверное, интересно, почему я работаю в такой редкой технике? Мое детство прошло на Закарпатье, где испокон веков местность поражала самобытностью и огромным количеством редких художественных техник, таких как иконография на стекле, видимо все это отложилось у меня в подсознании, отсюда и тяга к таким вот экспериментам.
Мария Сулименко
— Ты родилась и провела свое отрочество в Украине, но сформировалась как художник уже в Германии, где ныне живешь и работаешь. Расскажи, чем отличается европейская художественная среда и методы подготовки от постсоветского пространства.
— Думаю, нужно начать с описания учебы в Германии. Первые полгода школа (Мария закончила Akademie der Bildenden Künste in Stuttgart и Hochschule für Gestaltung in Offenbach am Main — прим. авт.) настаивает на твоём обязательном присутствии на лекциях, потом ты сам выбираешь себе профессора и направление деятельности. Затем школа предоставляет возможность работать, но что именно ты делаешь и как решаешь сам. Профессора стараются стимулировать мышление студентов, тем самым сподвигая на поиск собственной идентичности. Со студентами обсуждают их проекты, планы, методы исполнения. В первые годы учебы я побывала на многих крупнейших выставках и ярмарках современного искусства, таких как Венецианская биеннале, documenta, Art Basel. Вообще, поездкам в различные музеи, встречам с отдельными известными художниками уделялось много внимания, это было важной частью учебного процесса. Сама учеба проходит так: тебя не учат рисовать или лепить из глины. Нет и рисунка или живописи с натуры. Если ты хочешь освоить какую-нибудь технику: литографию, фотографию, программирование, резьба по металлу, рисование или живопись маслом, то для этого есть специальные курсы. Если нужно, тебе предоставляют место в ателье (которые находятся на территории академии), если нет, ты можешь работать дома.
— Насколько важно для художника участие в выставках такого масштаба как Scope?
— Участие в таких проектах как Scope Art Show, без сомнения, очень важно. Это уникальная возможность показать свои работы на одной из самых известных и серьезных платформ в мире современного искусства. До недавнего времени я была только посетителем таких мероприятий, а теперь мои работы будут представлены большому количеству людей. Конечно, я очень этому рада.
Анна Валиева
— В США поедут абсолютно новые работы, которые не показывали еще в Украине, и если их приобретут в США то в Украину они уже не вернутся, не было ли желания сначала показать их в Украине?
— Да, будут демонстрироваться картины из новой серии Memories of the future and the past. Но в США поедут не все работы, и уже весной 2017 года в Voloshyn Gallery состоится моя персональная выставка, где будет представлена часть работ этой серии.
— Ты много экспериментируешь с материалами (уголь, масло, металл), расскажи о творческом процессе от а до я?
— Я всегда, перед тем как приступить к новому проекту пытаюсь его как можно четче прочувствовать внутри себя, чтобы лучше отразить то, что меня вдохновляет. Первые поиски были связаны с углём и маслом, в этом соотношении меня интересовал эффект сухости и плотности, но помимо техники всегда есть и смысл в работах и здесь в моем творчестве техника является вспомогательным элементом. Я люблю глубину, объем и сложность фактур, поэтому бывает, использую синтепон и эмаль. Также работала с металлом в проекте «Свобода несвободных» который был представлен в галерее Малого Арсенала. Каждый рисунок, выполненный на металлической сетке, несет в себе изображение определенного животного. Но стоит подойти вплотную, как цвета и контуры рассеиваются. Что касается нового проекта, который едет в Америку то он спонтанный, основанный скорее на подсознательном уровне. Меня заинтересовали журналы, так как в каждом сантиметре такая точность изображения. Раньше великие мастера задумывали композицию и дописывали картину буквально парой мазков, а написанием картин — так называемая подложка наносилась подмастерьем. Вот в этом новом проекте я очень схоже работаю с журналами, я их заливаю краской, завершаю изображение по верху отпечатанных журналов. Таким образом, меняя смысл такого идеального изображения, мне кажется, оно оживает.