15 февраля в одной из самых ярких киевских галерей Voloshyn Gallery представили выставку художницы Влады Ралко «Близкое среди забытого». Выставка своего рода ретроспектива, посетители окунулись в разные периоды творчества художницы. Часть произведений, показанных на выставке из серий «Знаки», «Зависть к реальности», «Близнецы», в то время как другая — это картины, не вошедшие в определенный цикл.
Художница рассказывает, что подбирала работы для выставки руководствуясь отсутствием чувства определенной отчужденности, которое она обычно испытывает по отношению к «старым» работам. Некоторые работы автор выделила среди других чтобы посмотреть на них еще раз с позиций прошедшего времени. «Мне показалось не такой уж и бессмыслицей поискать важные свидетельства в прошлом, пересмотреть то, что раньше оставалось без внимания. Большинство из выбранного ряда холстов было сделано параллельно работе над целостными сериями или вообще в перерывах между сериями, отдельно. Другие работы я наоборот «вытащила» из контекста чтобы освободить их от каких-либо зависимостей от общей темы. Таким образом я хочу сделать акцент на таком, что внутри серии было заслонено главной темой как второстепенное. Я освободила критерии выбора работ от зависимостей вроде качества, хронологической принадлежности, весомости или значимости для определенного этапа и построила из них самостоятельный ряд, последовательность которого важна для меня именно сейчас. Собственно, я показываю нечто противоположное ретроспективе», — говорит Влада Ралко. Если раньше больше всего художницу интересовало само тело как таковое, сейчас она выбирала работы, где «телесное будто вышло из тела чтобы посмотреть на то, что осталось со стороны». «Мне важно было увидеть в некоторых собственных работах, завершенных несколько лет назад, известие об атмосфере изгнания, отделения человека от всего (и от собственного тела включительно), тот смутный промежуток, где человек не знает, каким образом определять себя в мире. Теперь, когда признаки человечности превратились в бездомных или чужаков по отношению к самим себе, которые рискуют быть раздавленными утилитарной логикой, мне хотелось бы вернуть способность или обрести дар, чтобы распознать среди бесконечного хаоса использованных и обесцененных идентичностей общий признак, качество, готовность к живому действию, хоть что-то похожее на возможность реабилитировать человеческое».
Вопросы идентичностей в работах художницы также усматривает искусствовед Ася Баздырева. В тексте «Обратно в мать» она использует психоанализ для, того, чтобы через реакцию зрителя уместить живопись Ралко в актуальный социальный и политический контекст:
«Практически каждая работа написана экспрессивной, контрастной, насыщенной цветовой палитрой и представляет деформированные части женского тела с гипертрофированными признакам пола; часто слегка мутировавшие таким образом, что человеческая фигура превращается в абстрактные пятна, некое кровавое месиво красивых мазков, оставленных широкой кистью. Ралко пишет много и о зрителях не думает, однако именно их реакция является симптоматичной, поскольку раскрывает целый набор проблем самоидентификации постсоветского человека — материал, с которым работает художница, и который зазвучал как никогда остро в конфликте Россия-Украина».
Баздырева называет Ралко одной из самых мощных художниц новейшей украинской истории: “Ее работы честно, без заигрываний со зрителями или институциями трансформируют того Другого, которого мы, сидя на руинах империи и только начиная осознавать недостаток самоидентификаций, еще не способны переварить».
Источник: voloshyngallery.com