Церкви и рейвы. Николаевские фотографы о своих средствах влияния на мир

При входе в галерею “Лавра”, улавливаешь на себе чей-то взгляд. Поднимая глаза почти к потолку, замечаешь, что на тебя уставился канонический православный святой, который будто знает обо всех твоих грехах. Напротив этого сердитого бородача – фотография волосатой груди с мыльной пеной на сосках и крестом на цепочке.

Это работы Наталии Щербины и Алеси Тищук – участников выставки “Средство воздействия” фотографического сообщества MYPH (Mykolayiv Young Photographers Collective), которая недавно прошла в “Лавре”. На территории главной святыни страны – одноименного монастырского комплекса – такой игривый и даже немного саркастичный жест художников смотрится довольно провокационно.

Осмысление своей идентичности через призму царства божьего – лишь одна из тем выставки. По словам куратора проекта Андрея Сигунцова, в проекте речь также идет об экзистенциальных переживаниях и обитании в пост-индустриальной среде, которые знакомы многим жителям украинских городов. Также в работах можно проследить некий эскапизм. Одни авторы выражают его через уход от реальности с помощью религии, а другие – в поиске своего “я” на техно-рейве.

Выставка “Средство воздействия” – это очередной итог работы николаевского сообщества MYPH, которое основал фотограф Сергей Мельниченко в декабре 2018 года. В него вошли фотографы разных возрастов и с разным бэкграундом, выпускники авторского курса по арт-фотографии, который Мельниченко проводит в Николаеве.

“На протяжении полу года я всячески помогал ребятам, возил их в Херсон, Киев, Харьков, знакомил с такими фотографами, как Роман Пятковка, Саша Чекменев, Дима Богачук, помогал им готовить портфолио-ревью. Но потом я понял, что просто «студенты Сергея Мельниченко», это мало, и нужно делать что-то более «глобальное”. Так появилась идея объединить самых сильных авторов в группу” – поделился Сергей Мельниченко.

Сейчас в коллектив MYPH входят 14 фотографов. Все художники родом из Николаева, кроме Стаса Остроуса – он из Херсона. Некоторые авторы живут в Киеве. Но, по словам Мельниченко, место положения для работы группы не столь важно.

Однако в концепции сообщества отмечается, что главным объединяющим фактором авторов MYPH является их родной город. “В прошлом Николаев был мощным центром кораблестроения, но после развала Советского Союза производство остановилось, и теперь город в упадке. Хотя несколько портов все еще активно работают, – рассказывает Сергей Мельниченко. – Художественная жизнь Николаева тесно связана с художниками, которые в нем живут. Среди них – Виктор Покиданец, Дмитрий Молдаванов, Владимир Бахтов и уже умершие Алексей Маркитан, Андрей Антонюк. Как такового определяющего “николаевского” критерия, мне кажется, нет, но объединяет местных художников некая меланхоличность и тонкая ирония в изображении действительности”.

Молодое поколение николаевских фотографов находит средства воздействия на свое окружение в сексуальности, критичности и отрешении. А выражают свое мироощущение авторы в пастельно-постельных сценах и церковных сводах, в хаотичном движении уличных призраков и лицах экзальтированных рейверов.

Куратор Андрей Сигунцов говорит, что в названии проекта присутствует некая недосказанность. “Влияние в глокализированном мире проследить сложно. Но очевидно то, что на коллектив MYPH влияет Сережа Мельниченко, на которого когда-то повлиял Роман Пятковка, но сейчас это не столь важно. У любого творческого человека есть какое-то средство воздействия на мир. Это собственное творчество, которое способно чуть-чуть менять мир. Кроме того, участники MYPH влияют друг на друга, и от этого их работы становятся только разнообразнее”, – поделился Сигунцов.

Текст: Оля Артеменко

ugallery1 Автор: